Слово — серебро. А молчанье — золото
Новый закон вводит посекундную тарификацию
разговоров и запрещает молчать
Мы продолжаем знакомить читателей с изменениями в налоговом законодательстве.
В главу 25.4 НК РФ «Налог на разговоры физических лиц» внесены изменения и дополнения, направленные на восполнение пробелов и устранение неточностей, выявившихся за первые три года действия налога.
Прежде всего конкретизировано понятие разговора как объекта налога. Под разговором понимается «предоставление услуг общения на возмездной или безвозмездной основе путем информационного взаимодействия двух и более физических лиц с использованием любых знаковых систем, устного либо с применением технических устройств, направленного на передачу, получение, сбор, распространение информации или ее обмен, если соответствующая реализация информации не образует самостоятельного объекта налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом» [ сноска 1 ] .
Тем самым разрешен возникший в практике спор о необходимости исчислять и уплачивать разговорный налог с переговоров, сопровождающих оказание юридических услуг, передачу объектов интеллектуальной собственности, возмездное исполнение произведений искусства и т. п. Тем не менее не оправдались надежды бизнес-сообщества на принятие поправки, выводящей любые деловые разговоры из сферы действия налога.
Обращаем внимание читателей на слова «информационное взаимодействие». Введение этого признака позволяет отделить налогооблагаемые беседы от ситуаций, в которых субъект обращается к неопределенному кругу лиц, не стремясь вступить с ними в отношения информационного обмена. Так, если человек, находясь в состоянии сильного душевного волнения, выйдет на улицу и заорет: «пошли все на…», объекта налога не возникнет. Но если то же самое сообщение будет обращено к конкретному собеседнику, который никуда не пойдет, а вступит в коммуникацию, то с данной информационной транзакции будет начисляться налог.
Сохранены вопреки высказывавшимся опасениям основные льготы по налогу. Напомним, что по-прежнему не облагаются разговоры государственных и муниципальных служащих при исполнении ими служебных обязанностей, а также разговоры работников сельскохозяйственных и животноводческих предприятий. Как отмечают наблюдатели, эти льготы уже проявили свое благотворное воздействие, способствуя росту общительности чиновников, а также восстановлению речевых навыков на селе.
Применяя прежнюю редакцию норм главы 25.4 НК РФ, налогоплательщики сталкивались с трудностями расчета налоговой базы по бытовым (безвозмездным) разговорам вследствие неразвитости рейтинговых систем, позволяющих определить референсную цену аналогичного (идентичного) разговора на рынке платных услуг. Новый закон предусматривает создание и введение в действие с нового года государственной информационной системы БАКЛАНС (Базисная Автоматизированная Компьютеризованная Лингвистическая Аналоговая Налоговая Система), позволяющей проводить налоговую тарификацию разговоров по ключевым словам. С момента вступления закона в силу система будет работать в тестовом режиме, а начиная с января ее данные будут обязательны для использования при налогообложении.
По мнению экспертов, система еще недостаточно отлажена. Так, например, в ходе демонстрационной пресс-конференции все желающие могли провести оценку любого разговора. Наши корреспонденты ввели в систему содержание разговора о новой редакции главы 25.4 НК РФ. К сожалению, система интерпретировала разговор как носящий ярко выраженный сексуальный характер и тарифицировала его по расценкам соответствующих услуг. По объяснениям разработчиков, это связано с недостаточностью накопленной в системе информации. По мере сбора данных точность работы БАКЛАНСа повысится.
Но самые приятные новости, бесспорно, будут одобрены всеми налогоплательщиками: это переход к посекундной тарификации разговоров, отмена налогообложения пауз в разговоре и отмена платы за входящие разговоры. Совершенствование программного обеспечения позволяет идентифицировать говорящего с точностью до 96,6%. Каждый участник разговора будет платить налог только за те фразы, которые он произносит, но не за те, которые он слушает. Тем самым законодатель воспринял подход, уже сложившийся в практике судебных инстанций. Суды признавали недоказанными утверждения о том, что слушатель в действительности полностью и адекватно воспринимал информацию в процессе разговора, то есть был вовлечен в информационный обмен.
И в завершение — о норме, направленной на борьбу с уклонением от уплаты разговорного налога.
Длительное молчание (более 8 часов в календарные сутки, а также более 15 минут подряд при наличии в пределах визуальной досягаемости хотя бы одного субъекта информационного обмена) будет рассматриваться как недобросовестное поведение лица, направленное на получение налоговой экономии. Соответствующие периоды молчания будут облагаться по повышенной ставке.
Отмолчаться вам не удастся!
А что говорить — решайте сами.