Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение рыночной цены ценных бумаг для налога на прибыль. Учитывать ли адресные сделки?

14, Октября 2010
С. А. Сосновский,
руководитель налоговой практики






В. В. Григорьев,
юрист
Авторы – сотрудники «Пепеляев Групп»
(Санкт-Петербург)

В целях налогообложения прибыли фактические цены сделок с ценными бумагами должны сравниваться с ценами на бирже. Налоговые органы рекомендуют руководствоваться только информацией о биржевых сделках по безадресным заявкам, а сделки по адресным заявкам не признают рыночными. Насколько обоснован такой подход?

Суть проблемы

В соответствии с первым абзацем пункта 5 статьи 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале цен (между минимальной и максимальной) сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

На организованном рынке существуют различные режимы торгов. Главное различие, интересующее нас в свете рассматриваемой темы, – сделки могут совершаться либо на основании безадресных заявок (адресованных всем участникам торгов), либо по адресным заявкам, когда стороны известны друг другу и могут специально определять условия сделки.

Статья 280 НК РФ не уточняет, в каком режиме могут быть совершены биржевые сделки, результаты которых должны учитываться в целях определения рыночной цены ценных бумаг1. На практике это приводит к налоговым спорам.

Позиция Минфина России и налоговых органов

Минфин России неоднократно разъяснял, что при определении финансового результата для целей налогообложения прибыли необходимо использовать информацию об интервале цен только по сделкам, совершенным на основании безадресных заявок2.

На практике налоговые органы в основном придерживаются такого же подхода.

Мнение экспертов

Налоговые органы ссылаются на пункт 1 статьи 11 НК РФ, в силу которого понятия и термины других отраслей законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ). По мнению налоговых органов, Налоговый кодекс РФ не содержит четкого определения понятия «рыночная цена ценных бумаг», поэтому необходимо обратиться к подзаконным актам, регулирующим рынок ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 7.7 Приказа ФСФР России от 09.10.2007 № 07-102/пз-н «Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» (далее – Положение) организатор торговли обязан раскрывать для каждой ценной бумаги рыночную цену за торговый день, определенную в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пункт 5.16 Положения устанавливает, что для расчета рыночной цены учитываются рыночные сделки, заключенные на торгах организатора торговли в течение основной торговой сессии. Под рыночными сделками в Положении понимаются сделки, совершенные на основании безадресных заявок на стандартных условиях, установленных организатором торговли3.

Как видим, для целей законодательства о рынке ценных бумагах при расчете рыночной цены результаты сделок, совершенных на основании адресных заявок, действительно не учитываются.

Почему такая «дискриминация»? Чтобы понять, чем руководствовалась ФСФР России, рассмотрим подробнее правила торговли на фондовых площадках.

В соответствии с пунктом 5.3 Положения порядок совершения и исполнения сделок устанавливается организатором торгов самостоятельно, но с учетом требований, изложенных в данном пункте.

В качестве примера обратимся к Правилам ММВБ о проведении торгов по ценным бумагам (далее – Правила)4.

Торги по ценным бумагам на ММВБ могут проводиться в нескольких режимах (всего режимов 19), среди них – режим основных торгов и режим переговорных сделок (далее – РПС). В режиме основных торгов сделки совершаются на основании безадресных заявок участников торгов при совпадении условий заявок противоположной направленности (разд. 14 Правил).

Для заключения сделок в РПС участники торгов подают адресные, то есть направленные конкретному контр­агенту, заявки. При получении встречной адресной заявки в РПС участник торгов, подавший заявку, вправе либо заключить сделку на условиях, указанных в адресной заявке, либо направить контрагенту адресную заявку с новыми условиями, либо отклонить полученную заявку.

Таким образом, при заключении сделок в РПС контрагенты ведут переговоры напрямую и теоретически могут согласовать условия, существенно отличающиеся от цен, по которым в этот период совершаются сделки большинством участников рынка. Видимо, именно поэтому ФСФР России исключает результаты сделок по адресным заявкам из расчета рыночной цены. Впрочем, на биржах существуют специальные правила, ограничивающие манипуляции с ценами (например, разд. 31 Правил).

Но Минфин России и налоговые органы утверждают, что и в налоговых целях нельзя ориентироваться на цены организованного рынка адресных заявок (например, цены торгов на ММВБ в режиме РПС).

Правы ли контролирующие органы? Согласно Определению КС РФ от 18.01.2005 № 24-О приоритет при уяснении значения налогового института, понятия или термина должен отдаваться налоговому законодательству, и только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина допускается использование норм иных отраслей законодательства. Из этого исходит и судебная практика, не применяющая при рассмотрении споров положения других отраслей законодательства в случаях, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение того или иного института, понятия или термина для целей налогообложения5.

В рассматриваемой нами ситуации ключевой вопрос – содержит ли пункт 5 статьи 280 НК РФ специальное определение рыночной цены ценной бумаги в целях налого­обложения или же нормы НК РФ недостаточно и нужно обращаться к подзаконным актам ФСФР России, ФКЦБ России?

По нашему мнению, в названной норме содержится вполне самодостаточное специальное определение рыночной цены ценных бумаг, применяемое в целях налогообложения. Пункт 5 статьи 280 НК РФ не делает различий между применяемыми организаторами торговли режимами торгов и не содержит указаний на то, что для целей налогообложения принимаются только результаты сделок по безадресным заявкам.

Следовательно, разъяснения Минфина России и позиция налоговых органов о необходимости при определении финансового результата использовать информацию об интервале цен по сделкам, совершенным только на основании безадресных заявок, поданных в основном режиме торгов, не соответствуют установленному в пунк­те 5 статьи 280 НК РФ порядку определения рыночной цены ценных бумаг.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Буквальное толкование п. 5 ст. 280 НК РФ не ограничивает интервала цен, в пределах которого могут совершаться сделки, только режимом основных торгов (см.: Постановление ФАС МО от 12.11.2008 по делу № КА-А40/10380-08; Определением ВАС РФ от 12.03.2009 № 2410/09 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора).

Нормативные основания для определения рыночных цен ценных бумаг именно по результатам основных торгов отсутствуют; доводы налоговых органов о том, что для определения рыночной цены в целях применения п. 5 ст. 280 НК РФ не должны учитываться сделки, совершенные в режиме РПС на основании адресных заявок, отклонены. В названной норме не установлена обязанность налогоплательщика определять рыночную цену реализации ценных бумаг именно по результатам основных торгов (см. постановления 13 ААС от 15.07.2010 по делу № А56-6808/2010, от 21.07.2010 по делу № А56-9475/2010, от 30.07.2010 по делу № А56-95584/2009).
 

Справедливости ради отметим, что Минфин России в одном из ранних разъяснений6 указывал на необходимость при формировании налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, принимать за интервал цен, указанный в пункте 5 статьи 280 НК РФ, интервал цен того режима торгов, в котором проводилась сделка с рассматриваемой ценной бумагой, подтверждая тем самым, что в целях налогообложения прибыли по биржевым сделкам на основании адресной заявки принимается во внимание интервал цен этого же режима.

Вывод о необходимости применять данные о результатах торгов с использованием адресных заявок для целей пункта 5 статьи 280 НК РФ подтверждается и судебной практикой (см. текст на полях, с. 64).

Таким образом, требование налоговых органов определять рыночную цену ценных бумаг исключительно при помощи интервала биржевых цен режимов торгов, совершаемых на основании безадресных сделок, не соответствует закону.

S.A. Sosnovsky, V.V. Grigoryev
Determining the market value of securities for profit tax purposes. Should transactions with specified parties be taken into account?
Actual prices of securities transactions should be compared with prices on the stock exchange for profit tax purposes. Tax authorities recommend being guided only by the prices for stock exchange transactions resulting from bids submitted to specific counterparties, whereas prices for transactions resulting from bids submitted to unspecified counterparties are not viewed as market prices. To what extent is this approach justified?

 

 1 Даже при внесении Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ существенных поправок в ст. 280 НК РФ уточнение не сделано.
2 См., например: письма Минфина России от 01.02.2007 № 03-03-06/2/14, от 02.02.2007 № 03-03-06/1/54 и от 25.12.2007
№ 03-03-06/2/237.
3 ФКЦБ России также установила, что при расчете рыночной цены ценных бумаг необходимо принимать во внимание только сделки, совершенные на основании безадресных заявок (п. 1.5 Постановления от 24.12.2003 № 03-52/пс «Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены»).
4 Утв. Советом директоров ЗАО «ФБ ММВБ» 15.02.2010. Полный текст см. на сайте ММВБ: www . micex . ru.
 5 См.: Постановление пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 8).
6 См.: письмо Минфина России от 14.01.2004 № 04-02-05/5/1.

Ключевые слова: «рыночная цена» – «ценные бумаги» – «налог на прибыль» – «сделка» – «адресная заявка» – «безадресная заявка» – «интервал цен»