Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Экскурсия к праотцам

30, Августа 2006

«Русский мытарь» сообщает

Мы продолжаем наше сотрудничество с журналом «Русский мытарь» в лице его главного редактора И. Хаменушко

Воспитанием налоговой культуры займутся археологи

Мы стремимся информировать наших читателей обо всех передовых инициативах фискальных органов, направленных на дальнейшее укрепление законности и правопорядка в налоговой сфере. Чтобы правосознание читательской аудитории росло, а удивление сходило на нет, предлагаем очередную историю, которая будет выдуманной от начала и до конца, пока не превратится в быль попечением реальности, обгоняющей полет фантазии.

НИИ прикладной мифологии им. Н.В. Гоголя заявил о своей принципиальной готовности участвовать в программе воспитания налогоплательщиков и разработал соответствующую программу и учебно-методический план. По сообщению директора НИИ Степана Разиновича Уткина, программа призвана привлечь внимание налоговых органов к морально-этическим аспектам воспитательной работы с налогоплательщиками. «Наилучшим средством воспитания служит личный пример. В силу особенностей своего статуса налоговые органы лишены этого инструмента. Тем не менее наши разработки доказывают, что воспитывать налогоплательщика можно и нужно. Причем делать это надо с раннего детства», — пояснил Степан Разинович.

Приведем наиболее яркие предложения ученых. Прежде всего это популяризация налогового бремени в детской и юношеской литературе. В программу входит написание модельной (типовой) Повести о настоящем Налогоплательщике, сочинение на материалах легенд и преданий народов Урала Сказа о Сборе налоговом, сочинение матерных частушек о налогах и сборах с последующей литературной обработкой.

Второе направление — это освоение молодежной (подростковой) субкультуры. Предполагается создание творческих коллективов по написанию песняков для реперов и растаманов, проведение фестиваля «Пока я курю, моя мама платит налоги».

Но наибольшее впечатление на нашего корреспондента произвел макет красочного издания «Налоги пращуров наших. Как платили налог в Древней Руси». Богато иллюстрированная книга знакомит будущих читателей с обычаями, суевериями и обрядами, сопровождавшими отправление налоговой службы в VIII—XI вв. на Руси. «Конечно, никаких письменных свидетельств той эпохи не осталось. Скудные, обрывочные знания о домонгольской налоговой системе традиционно интерпретировались как свидетельство неразвитости налогообложения. Ключевая ошибка прежних исследователей состояла в том, что они искали налоговый закон там, где правил фискальный обряд, — поясняет г-н Уткин. — Применив метод распряжения [ сноска 1 ] интуитивно-творческого потенциала, наши ученые совершили массу открытий».

Так, выяснилось, что у языческих славянских племен существовал бог налогов, сборов и пошлин — великий Такс. Он изображался в виде человека с двумя руками: правая служила ему для сбора податей, а левая — для раздачи щедрой милостыни нуждающимся. Лица у бога не было, в знак индивидуальной безвозмездности налогов, а седая борода символизировала мудрость и традицию.

Считалось, что Такс налагает посильные выплаты, если не разгневан. В обычае древних славян было умилостивливать Такса щедрыми подношениями и жертвами. Эти подношения, позволявшие добиться снижения совокупной налоговой нагрузки, ученые раньше принимали за натуральные налоги или дань. Но, как видно, это было жертвоприношение, моление о снижении налога, а не замена налога как такового. Все это свидетельствует о высоком уровне правовой культуры древних славян, практически не отличимом от современного.

Капища Такса размещались отдельно, на них никогда не ставили идолов другим богам. Во многом это объяснялось необходимостью целевого использования жертвоприношений. Нам не известно, приносились ли Таксу человеческие жертвы; в прежние времена это было не в обычае.

О происхождении налогов известна следующая легенда. Однажды Перун устроил пирушку с громом и молниями, и упились небожители медовухой. Наутро послал Перун на землю Такса, наказав добыть живительной влаги, чтобы вернулась к богам их сила.

Оделся Такс в блистающие доспехи, взял меч двуручный, спустился на землю, и пошел по всем селениям, заглядывая во все холодильники, и ко всем поселянам обращался с речью столь убедительной, что проливали они слезы. Собрал Такс слезы народа в сосуд, и обратились они чудесной живительной влагой, и вернулась к богам их сила.

Почитали Такса в ночь с 22 июня на 22 декабря, в Налогов день. В день этот сельский люд не работал, ибо, по народному поверью, «что в Налогов день заработаешь, все в казну отдашь».

 


[ сноска 1 ]

 

От слова распрягать, i. e. рассупонивать (устар. русск.).