Налоговая “vita nova”
главный редактор
Исторически бухгалтерский учет основан на бумажных документах. Скорость «бумажных технологий» низкая. Хозяйственный результат можно определить не сразу.
Неспешность бухучета предопределяла формы налогового контроля: основными были камеральные и выездные проверки.
Бурное развитие ИТ ведет к отказу от традиционных форм налогового контроля в пользу новых, направленных не на постконтроль, а на контроль и анализ текущих хозяйственных операций. Налоговый мониторинг – премьер таких форм.
ФНС России последовательно и настойчиво продвигает этот инструмент.
Налоговый мониторинг в цифрах
Темпы высокие, хотя изначальные наполеоновские планы (7800 компаний на мониторинге в 2024 г.), как всегда, пришлось скорректировать.
С 2023 г. этот метод контроля стал обязательным для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).
Очередной этап начнется с 2024 г., когда вступят в силу ожидаемые поправки в НК РФ1. Они предусматривают расширение круга лиц, подходящих для мониторинга. Очередь за средним бизнесом, чьи годовые обороты начинаются с 800 млн руб., а совокупность налоговых платежей не менее 80 млн руб.
Для резидентов ТОР, порта Владивосток, Арктической зоны планируется и вовсе исключить суммовые критерии для вступления в налоговый мониторинг2.
Все эти компании, а в перспективе 2025–2026 гг. и более мелкие, зададутся рядом вопросов. Переход на мониторинг добровольный или фактически добровольно-принудительный? Стоит ли его затягивать и иными способами ему сопротивляться? Какие издержки выше: если упорствовать или если принять статус участника мониторинга? Что с налоговыми и другими рисками: они снизятся или возрастут из-за онлайн-доступа инспекции к документам? Чего стоит переход на мониторинг: надо ли наращивать штат бухгалтеров и ИT-специалистов; какова стоимость внедрения и поддержки?
Ответы возможны разные в зависимости от деловых критериев, которым соответствует или не соответствует конкретный бизнес:
- является ли компания участником СЗПК или планирует им стать;
- насколько консервативны подходы компании при уплате налогов;
- насколько автоматизирован в компании бухгалтерский и налоговый учет, иные бизнес-процессы;
- есть ли в компании система управления рисками и внутреннего контроля;
- нацелена ли политика компании на автоматизацию бизнес-процессов в целом.
В первую очередь новый инструмент подходит тем компаниям, руководство которых заранее принимает консервативную пробюджетную позицию при уплате налогов. В этих случаях нет отрицательных последствий от раскрытия налоговых рисков и «периода неизвестности», когда налоговая проверка еще не проведена. Налоговый период с понятными налоговыми последствиями закрывается через девять месяцев после окончания года, в котором проводился мониторинг.
Но и эти компании должны учитывать расходы, сопутствующие внедрению и поддержанию системы мониторинга:
- на повышение степени автоматизации бухгалтерского и налогового учета;
- внедрение витрины данных, включая прямую интеграцию с АИС «Налог-3»;
- построение или совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля в соответствии с требованиями налоговой службы.
В целом не стоит ожидать, что прямая экономия от такого перехода превысит эксплуатационные затраты. Мониторинг не об экономии на текущих затратах на налоговое администрирование. Он скорее о новом образе жизни компании.
К его преимуществам принято относить быстрое закрытие налоговых периодов, возможность получения мотивированного мнения о налоговых последствиях планируемых операций, ограниченное число оснований для проведения налоговых проверок, отсутствие штрафов (от 20 до 40%) при доначислении налогов. Однако у каждого из этих преимуществ есть свои нюансы и оговорки, которые в настоящее время существенно снижают привлекательность этого инструмента. Уже приняты поправки в НК РФ, расширяющие полномочия налоговых органов при проведении налогового мониторинга3.
Выбор сегодня надо делать по другим критериям, ответив на вопрос о том, насколько важно для компании идти в ногу со временем и соответствовать новому образу добросовестного налогоплательщика. Все равно рано или поздно отказ от этого инструмента начнет выглядеть подозрительным.
И конечно, не избежать мониторинга тем, кто намерен пользоваться господдержкой.
Переход на налоговый мониторинг не одномоментный, нужна серьезная подготовка.
На первой стадии надо провести диагностику: проверить уровень автоматизации учета, развития электронного документооборота, информационной безопасности и интеграционных возможностей.
Отдельного внимания потребует исследование системы управления рисками и внутреннего контроля: кто отвечает за управление рисками, кто исполняет контрольные процедуры, являются ли они достаточными для риск-менеджмента и др.
В результате у компании должна появиться четкая дорожная карта с последовательным описанием необходимых для вступления в налоговый мониторинг краткосрочных шагов и долгосрочного плана его развития.
«Налоговед» системно рассказывает о проблемах налогового мониторинга. И в этом выпуске мы говорим о том, как справиться с трудностями нового метода контроля.
С уважением,
С.Г. Пепеляев
S.G. Pepeliaev
Tax ‘vita nova’