Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая “vita nova”

06, Октября 2023
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук

Исторически бухгалтерский учет основан на бумажных документах. Скорость «бумажных технологий» низкая. Хозяйственный результат можно определить не сразу.

Неспешность бухучета предопределяла формы налогового контроля: основными были камеральные и выездные проверки.

Бурное развитие ИТ ведет к отказу от традиционных форм налогового контроля в пользу новых, направленных не на постконтроль, а на контроль и анализ текущих хозяйственных операций. Налоговый мониторинг – премьер таких форм.

ФНС России последовательно и настойчиво продвигает этот инструмент.


Налоговый мониторинг в цифрах

В 2016 г. все начиналось с семи «подопытных».
 
В 2021 г. на мониторинге было уже 209 компаний, в 2022‑м – 339, а в 2023‑м – 445.
 
В 2024 г. ожидается прирост не менее чем на 150 компаний.

Темпы высокие, хотя изначальные наполеоновские планы (7800 компаний на мониторинге в 2024 г.), как всегда, пришлось скорректировать.

С 2023 г. этот метод контроля стал обязательным для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).

Очередной этап начнется с 2024 г., когда вступят в силу ожидаемые поправки в НК РФ1. Они предусматривают расширение круга лиц, подходящих для мониторинга. Очередь за средним бизнесом, чьи годовые обороты начинаются с 800 млн руб., а совокупность налоговых платежей не менее 80 млн руб.

Для резидентов ТОР, порта Владивосток, Арктической зоны планируется и вовсе исключить суммовые критерии для вступления в налоговый мониторинг2.

Все эти компании, а в перспективе 2025–2026 гг. и более мелкие, зададутся рядом вопросов. Переход на мониторинг добровольный или фактически добровольно-принудительный? Стоит ли его затягивать и иными способами ему сопротивляться? Какие издержки выше: если упорствовать или если принять статус участника мониторинга? Что с налоговыми и другими рисками: они снизятся или возрастут из-за онлайн-доступа инспекции к документам? Чего стоит переход на мониторинг: надо ли наращивать штат бухгалтеров и ИT-специалистов; какова стоимость внедрения и поддержки?

Ответы возможны разные в зависимости от деловых критериев, которым соответствует или не соответствует конкретный бизнес:

  • является ли компания участником СЗПК или планирует им стать;
  • насколько консервативны подходы компании при уплате налогов;
  • насколько автоматизирован в компании бухгалтерский и налоговый учет, иные бизнес-процессы;
  • есть ли в компании система управления рисками и внутреннего контроля;
  • нацелена ли политика компании на автоматизацию бизнес-процессов в целом.

В первую очередь новый инструмент подходит тем компаниям, руководство которых заранее принимает консервативную пробюджетную позицию при уплате налогов. В этих случаях нет отрицательных последствий от раскрытия налоговых рисков и «периода неизвестности», когда налоговая проверка еще не проведена. Налоговый период с понятными налоговыми последствиями закрывается через девять месяцев после окончания года, в котором проводился мониторинг.

Но и эти компании должны учитывать расходы, сопутствующие внедрению и поддержанию системы мониторинга:

  • на повышение степени автоматизации бухгалтерского и налогового учета;
  • внедрение витрины данных, включая прямую интеграцию с АИС «Налог-3»;
  • построение или совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля в соответствии с требованиями налоговой службы.

В целом не стоит ожидать, что прямая экономия от такого перехода превысит эксплуатационные затраты. Мониторинг не об экономии на текущих затратах на налоговое администрирование. Он скорее о новом образе жизни компании.

К его преимуществам принято относить быстрое закрытие налоговых периодов, возможность получения мотивированного мнения о налоговых последствиях планируемых операций, ограниченное число оснований для проведения налоговых проверок, отсутствие штрафов (от 20 до 40%) при доначислении налогов. Однако у каждого из этих преимуществ есть свои нюансы и оговорки, которые в настоящее время существенно снижают привлекательность этого инструмента. Уже приняты поправки в НК РФ, расширяющие полномочия налоговых органов при проведении налогового мониторинга3.

Выбор сегодня надо делать по другим критериям, ответив на вопрос о том, насколько важно для компании идти в ногу со временем и соответствовать новому образу добросовестного налогоплательщика. Все равно рано или поздно отказ от этого инструмента начнет выглядеть подозрительным.

И конечно, не избежать мониторинга тем, кто намерен пользоваться господдержкой.

Переход на налоговый мониторинг не одномоментный, нужна серьезная подготовка.

На первой стадии надо провести диагностику: проверить уровень автоматизации учета, развития электронного документооборота, информационной безопасности и интеграционных возможностей.

Отдельного внимания потребует исследование системы управления рисками и внутреннего контроля: кто отвечает за управление рисками, кто исполняет контрольные процедуры, являются ли они достаточными для риск-менеджмента и др.

В результате у компании должна появиться четкая дорожная карта с последовательным описанием необходимых для вступления в налоговый мониторинг краткосрочных шагов и долгосрочного плана его развития.

«Налоговед» системно рассказывает о проблемах налогового мониторинга. И в этом выпуске мы говорим о том, как справиться с трудностями нового метода контроля.

1 Проект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ). ID проекта: 134916 02/04/01-23/00134916. URL: https://regulation.gov.ru.
2 Проект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». ID проекта: 02/04/10-22/00132211. URL: https://regulation.gov.ru.
3  Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ. Подробнее об этом см. в рубрике «База знаний. Алерты» на сайте «Пепеляев Групп». URL: https://www.pgplaw.ru.
 

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev
Tax ‘vita nova’