Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Конституционное налогообложение против чрезвычайщины

09, Сентября 2023
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук
 

Заместитель министра финансов РФ, отвечающий за формирование налоговой политики государства, заявил, что «в условиях, когда у нас дефицит бюджета, налоговая политика становится производной от бюджетной политики»1.

На что может быть направлена «бюджетная политика» в условиях дефицита? Естественно, на его покрытие. Стало быть, «производный» характер налоговой политики может означать только одно: больше налогов хороших и разных.

Чрезвычайный налог на сверхприбыль тому подтверждение2.

Но имел ли в виду замминистра, что, когда «бюджет в опасности», все средства хороши? Что нечего церемониться с экономической обоснованностью налогообложения и другими подобными выдумками периода «налогового романтизма» конца 90-х – начала 2000‑х? Исключить этого нельзя, поскольку он заметил, что налоговые изменения напрямую зависят от размера дефицита бюджета и намеченных источников его финансирования. Получается, куда наметим, туда и побежим. Если очень прижмет, то вприпрыжку.

Опять же в пример налог на сверхприбыль: если очень надо задним числом, вопреки прямой конституционной норме, значит, можно.

Похоже, идею подчинения налогообложения бюджету и вторичности правовых принципов демонстрирует и Верховный Суд РФ в некоторых своих решениях. Так, эксперты единодушны в критической оценке Определения СКЭС ВС РФ3, поддержавшей доначисление НДС на сумму акциза в нарушение ранее сформированных правовых позиций и принципов.

В истории европейского налогообложения войны сыграли роль катализатора. В том числе и в России. Можно с уверенностью сказать, что именно чрезвычайные налоги, собираемые ad hoc на финансирование военных кампаний, выкуп пленных и т. п., были первыми европейскими налогами и основными источниками дохода в период развития централизованной государственности. Военные нужды породили и другие практики: государственное фальшивомонетничество, выпуск бумажных денег, государственные монополии на производство и торговлю.

Но когда «рать вконец заедала казну»4 и налоги взимались без учета платежеспособности, финал всегда был один: экономический спад, опустошение территорий и даже вымирание населения. Поэтому в России, например, уже в XVI в. развивались идеи о необходимости придерживаться определенных правил налогообложения для сбалансированного развития страны. Исследователи отмечают, что геополитические проекты были успешными до тех пор, пока власти увязывали их с состоянием государственной казны и возможностями населения нести дополнительную нагрузку5.

Да и начало самого парламентаризма связано с чрезвычайным налогообложением: Великая хартия вольностей 1215 г. появилась как инструмент ограничения короля вводить какие ему вздумается налоги.

Таким образом, налоговое право – это инструмент проведения в жизнь идеи сбалансированного общественного развития, когда существуют надежные препоны к установлению и взиманию хотя и «очень нужных» налогов, но подрывающих экономическую и социальную устойчивость. Как раз на эти цели направлены правовые принципы налогообложения. Они-то в первую очередь и разрушаются на потребу чрезвычайной необходимости.

Радетели чрезвычайных финансов объективно будут вести наступление на право, поскольку оно антитеза чрезвычайщины. Налоговое право развилось в борьбе с чрезвычайщиной во всех ее пониманиях и проявлениях и принципиально ее не приемлет.

В такой ситуации особенно ценны любые подтверждения того, что налоговое право по-прежнему востребовано, а его основные принципы защищены. В этой связи следует отметить недавнее Постановление КС РФ от 14.07.2023 № 41-П по вопросу о сроках налоговых проверок по сделкам взаимозависимых лиц (см. тексты во врезке).


О значении Постановления

Старший партнер «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук Р.И. Ахметшин, представлявший интересы заявителя в Суде, отметил значение Постановления КС РФ от 14.07.2023 № 41-П: «Важно, что на уровне постановления рассмотрен чисто процедурный вопрос – о порядке назначения налоговой проверки. Ведь на практике вопросы должной налоговой процедуры давно считаются чем-то несущественным».


Суть спора и выводы судов

ФНС полагала, что уточненное уведомление о контролируемых сделках аннулирует первоначальное. Поэтому налоговый орган исчислял двухлетний срок на назначение проверки сделки с момента представления налогоплательщиком уточненного уведомления. В результате сделки 2017 г. попали в проверяемый период, хотя с даты первоначального уведомления прошло больше двух лет.

Арбитражные суды и ВС РФ признали законным назначение проверки в течение двух лет с даты представления уточненного уведомления, в том числе по сделкам, информация по которым уже была представлена в первоначальном уведомлении и осталась неизменной.


Суд в очередной раз напомнил о базовых ценностях, определенных Конституцией РФ: условия функционирования экономической системы должны быть максимально благоприятными, а вмешательство государства в регулирование экономических отношений – оптимизировано. Любые ограничения прав должны быть адекватны социально необходимому результату и не могут быть чрезмерными.

Правовое регулирование не должно искажать самого существа конституционных прав и свобод, а задачи одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

Все это сказано по поводу исчисления сроков глубины проверки, но в полной мере относится и к другим случаям, особенно связанным с чрезвычайными налогами. Само существо права на налогообложение исходя из конституционных принципов противно любой чрезвычайщине, а административная задача преодолеть бюджетный дефицит не является самодостаточным основанием для низведения налогового права на уровень чиновничьего нормативного регулирования.

1 Алексей Сазанов: на бумаге или в цифре – налоги остаются неизменными // Сайт Минфина России. 28.06.2023. URL: https://minfin.gov.ru.
2 Пепеляев С.Г. Напор чрезвычайщины: как устоять праву? // Налоговед. 2023. № 5.
4 Ключевский В.О. Сочинения. М., 1957. Т. 3. С. 200.
5 Дмитриева З.В., Козлов С.А. Налоги и войны в России XVI–XVII вв. СПб., 2020. С. 67.

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev
Constitutional taxation against a state of emergency