Новое важное решение Суда ЕС
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Суд ЕС принял решение, предопределяющее практику борьбы с уклонениями от уплаты налогов в европейских государствах (решение по делу «Халифакс» от 21.02.2006).
Суд решил, что принцип запрета злоупотребления правом применим и в отношении НДС. Нормы права не могут расширительно толковаться для оправдания мошеннических действий субъектов экономической деятельности и операций, проводимых с единственной целью незаконного получения налоговых преимуществ.
Однако Суд ЕС отметил, что нормы права должны отличаться определенностью и предсказуемостью: «Тем более строгие требования к соблюдению принципа определенности правовых норм должны быть установлены в отношении норм, влекущих за собой финансовые последствия, с тем чтобы соответствующие субъекты права могли точно оценить объем возлагаемых на них обязательств».
Суд также исходит из того, что законодательство не требует от налогоплательщика выбора в пользу той операции, которая влечет уплату максимальной суммы налога. Поэтому Суд ЕС ограничил круг деяний, которые могут быть оценены как мошеннические, экономически необоснованные поступки.
В отношении НДС злоупотребления имеют место в том случае, если внешне законная хозяйственная операция влечет получение налоговых преимуществ, предоставление которых противоречит цели, определенной законодательством. Такой целью является вычет НДС только по факторам производства, то есть по затратам, предназначенным для последующей реализации товаров (работ, услуг). Если установлено, что формальные операции по сбыту товаров (работ, услуг) не образуют «реализации» и «экономической деятельности», как их понимает закон, то в вычете соответствующих сумм входного НДС может быть отказано.
В этом случае Суд имеет в виду ситуацию совершения мнимых сделок, что на языке, бытующем в российской правоприменительной практике, чаще называют фиктивной реализацией, содержащей признаки мошенничества.
По мнению Суда ЕС, в вычете входного НДС может быть отказано и в другом случае, когда обстоятельства явно свидетельствуют о том, что основной целью операций, из которых возникает право на вычет, было получение налоговой выгоды. Однако запрет на злоупотребление правом не имеет отношения к хозяйственным операциям, которые могут быть объяснены причинами, не связанными с получением налоговых преимуществ.
Речь в данном случае идет о различных юридических конструкциях, которые не могут рассматриваться как «мошенническая схема», так как не содержат элемента обмана: все сделки, составляющие такую конструкцию, отражены в учете и отчетности, что позволяет контролирующим органам, не прибегая к расследованиям, по документам плательщика оценить налоговую суть операций. Эти операции, хотя и искусственного характера, основаны на законодательстве и не содержат признаков противоправности.
В этом случае, как установил Суд ЕС, последствием выявления злоупотребления должно стать не наложение штрафа (применение данной меры наказания требует четкой и недвусмысленной законодательной базы), а возникновение обязательства по уплате соответствующей задолженности в результате неправомерного вычета сумм входного НДС.
Иначе говоря, операции, образующие состав злоупотребления, следует переквалифицировать с тем, чтобы восстановить ситуацию, которая бы имела место при отсутствии операций, образующих такое злоупотребление.
Таким образом, следует не просто взыскать сумму вычета, примененного необоснованно, но и провести полный перерасчет всех взаимосвязанных операций с учетом плюсов и минусов.
Решение Суда ЕС по делу «Халифакс», а также комментарий Н.А. Лучковой этого решения публикуются в настоящем выпуске «Налоговеда». Выводы Суда ЕС, как представляется, должны быть учтены российской правоприменительной практикой и использованы при разработке законопроекта о разграничении налогового планирования и уклонения от налогообложения.
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук