Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Мировые налоговые новости[*]

30, Апреля 2006

Р.Р. Вахитов,
старший эксперт-исследователь IBFD

Австралия

Законопроект о санкциях для распространителей налоговых схем внесен на рассмотрение в парламент. На текущий момент санкции предусмотрены только для использующих схемы уклонения и обхода налогов. Согласно законопроекту санкциям будут подвергаться и лица, внедряющие такие схемы, например налоговые консультанты.

Великобритания и Суд ЕС

Суд ЕС вынес 21 февраля 2006 года решение по делу «Халифакс Плс» и др.

«Халифакс Плс» преимущественно проводила операции, освобожденные от НДС, и обычно вычитала не более 5% входящего НДС. Для приобретения нескольких бизнес-единиц компания совершила серию транзакций, результатом которых стало возникновение права на вычет НДС по приобретениям.

Суд ЕС рассмотрел вопрос, подпадают ли такие транзакции, совершенные для целей налогового планирования (вычета входящего НДС), под определение экономической деятельности, подлежащей обложению НДС (и, следовательно, будут ли уплаченные поставщикам суммы считаться НДС и подлежать вычету / возмещению из бюджета), и применима ли к ним концепция злоупотребления правом в том виде, в каком она развита Судом ЕС.

Суд ЕС посчитал, что понятия «поставка товара», «налогоплательщик», «экономическая деятельность» объективны и не зависят от субъективных намерений того или иного лица, а следовательно, и совершенные транзакции являются «экономической деятельностью». В то же время законодательство Евросоюза не может служить основой для злоупотреблений и мошенничества, и этот принцип применяется также и к НДС. Поскольку Шестая Директива не содержит перечня условий для зачета (возврата НДС), государства — участники ЕС могут установить объективные критерии, предотвращающие такой зачет (возмещение), если они свидетельствуют о том, что единственной или основной целью транзакции было получение налогового результата.

Израиль

С 1 января 2006 года в налоговое законодательство внесены изменения, в целом снижающие налоговое бремя:

• постепенно до 2010 года будут снижаться ставки налога на доходы физических лиц. Высшая ставка будет снижена с 49 до 44%;

• с 2005 года ставка налога на прибыль для компаний будет снижаться с 35% следующим образом: в 2006 году — 31%; в 2007 году — 29%; в 2008 году — 27%; в 2009 году — 26% и в 2010году — 25%;

• ставка налога у источника при выплате дивидендов израильским резидентом будет снижена с 25 до 20%, при этом ставка в 25% сохранится для акционеров с участием не менее 10%.

Индия

С 10 февраля 2006 года начинает применяться законодательство о свободных экономических зонах (СЭЗ). Резидентами могут быть в том числе офшорные банки и международные финансово-сервисные центры. Налоговые освобождения включают пятилетнее освобождение от налога на прибыль и 50-процентное снижение ставки в последующие 5 лет. Проценты на вклады нерезидентов в офшорных банках — резидентах СЭЗ освобождены от налога у источника.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Опубликованы предложения по разрешению споров из договоров об устранении двойного налогообложения. В частности, предложено дополнить статью 25 Модельной конвенции об устранении двойного налогообложения ОЭСР положением (пар. 5), устанавливающим арбитражную процедуру в случае, когда компетентные органы стран-участниц не приходят к соглашению, устраняющему двойное налогообложение, из-за различных интерпретаций. Текст опубликованных предложений на английском языке доступен в Интернете: http://www.oecd.org/dataoecd/58/0/36079589.pdf и содержит адрес, по которому предлагается направлять замечания. Рассматриваться будут замечания и предложения, отправленные до 30 апреля 2006 года.

Румыния и Европейский суд по правам человека

23 февраля 2006 года вынесено решение по делу Стере и др. против Румынии.

Заявители увольнялись с военной службы и имели право на освобожденную от налога компенсацию согласно закону и детализирующему его декрету. После их увольнения, но до выплаты компенсации другим декретом положения первого декрета были изменены, и выплаты стали подпадать под обложение налогом.

По ряду оснований, в том числе в связи с недопустимостью придания обратной силы правовым актам, ухудшающим положение налогоплательщика, румынские суды вынесли решение в пользу заявителей.

Генеральный прокурор после вступления судебного решения в силу подал в Верховный Суд протест, который был удовлетворен, и решение в пользу заявителей было отменено.

Заявители настаивали, что подобное вмешательство прокурора нарушает их право на беспрепятственное пользование собственностью, защищаемое статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Представители Румынии настаивали на том, что Конвенция не запрещает налагать налоговые обязательства ретроактивно и генеральный прокурор имел право подавать протест на ошибочное, по его мнению, решение суда.

Европейский суд по правам человека постановил, что в данном случае целью государства в части протеста было только продолжение спора, где государство было стороной, и поскольку такое вмешательство не требовалось для защиты баланса публичных и частных интересов, лишение собственности в виде аннулирования требования возврата налога к государству не соответствует требованиям Конвенции. Более того, суд указал, что, несмотря на широкие полномочия государства в части установления налога, в данном случае принцип правовой определенности и правового государства был нарушен.

Турция

Планируется пересмотр положений закона о корпоративном налоге на доходы в части положений, направленных на борьбу с уходом от налогов и обхода налогов. Соответствующие предложения рассматриваются правительством и, предположительно, после прохождения парламентских процедур будут применяться с 1 января 2006 года. В частности, предлагается введение правил о недостаточной капитализации и закона о контролируемых зарубежных компаниях, отсутствующих на текущий момент в турецком законодательстве.

Допустимое отношение долга к капиталу предлагается установить в пропорции 2 : 1. В отношении зарубежных контролируемых компаний прибыль зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях (налоговое бремя менее 10% прибыли) зависимых от турецких резидентов компаний (участие или контроль на уровне 50% и более), соответствующая доле участия, будет считаться прибылью турецкого резидента и подлежать налогообложению в Турции с зачетом уплаченных в низконалоговой юрисдикции налогов.

Чехия

С 1 января 2006 года введена процедура предварительных налоговых соглашений с налоговыми органами об установлении трансфертных цен на срок до трех лет. Плата за заключение такого соглашения установлена на уровне около 1700 евро.

 

[*] Материалы подготовлены на основании публикации Tax News Service Online, IBFD. — Амстердам, 2006, январь — февраль.