Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Досудебное и внесудебное разрешение налоговых споров

30, Января 2006
В.М. Зарипов,
координатор Налогового клуба 

Необходимость профессионального обсуждения данной темы на очередном заседании Налогового клуба, которое прошло в Центре международной торговли, вызвана тем, что в настоящее время основным способом урегулирования налоговых споров является их рассмотрение в арбитражном суде.

По мнению советника Президента РФ по правовым вопросам В.Ф. Яковлева, помимо судебной, нужны и иные процедуры разрешения административных споров, поскольку большое количество обращений в судебные органы приводит к их перегрузке и неизбежно отражается на доступности судебной защиты и качестве судебных решений [ сноска 1 ] . В связи с этим Президент РФ внес в Государственную Думу проект закона о совершенствовании административных процедур урегулирования налоговых споров, в котором предложил дополнить статью 140 НК РФ положением о том, что налоговые органы принимают меры по урегулированию спора путем заключения соглашения или использования других примирительных процедур.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, использованные в нем правовые подходы опираются на опыт зарубежных стран и рекомендации Совета Европы, в которых неоднократно подчеркивалось, что большое количество дел, находящихся в судах, и их постоянный рост могут помешать судам, уполномоченным рассматривать административные дела, проводить слушание дел в разумные сроки в соответствии со статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В качестве мер по предупреждению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды государствам — членам Совета Европы предложено содействовать использованию дружественного урегулирования споров либо вне судебной системы, либо до или во время юридического разбирательства [ сноска 2 ] .

В заседании Налогового клуба участвовали судьи ВАС РФ, депутаты и сотрудники Госдумы и Совета Федерации, Счетной палаты, Минфина России и ФНС России, специалисты международных и российских юридических и аудиторских фирм, крупнейших промышленных компаний, представители бизнес-ассоциаций, гости из Санкт-Петербурга, Тамбова, Курска, сотрудники ведущих научных организаций.

В ходе встречи выступили: заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы А.М. Макаров, экс-председатель Арбитражного суда г. Москвы А.К. Большова, советник председателя Счетной палаты Э.М. Цыганков, заместитель руководителя УФНС по г. Москве А.К. Анашкин, профессор Российской академии правосудия Н.Г. Салищева.

Опыт Германии по досудебному разрешению налоговых споров был представлен руководителем проекта «ЛигалСтадисРу» И.В. Калининой, опыт Украины по заключению налоговых компромиссов — партнером юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Д.М. Щекиным.

Специально к заседанию Налогового клуба был проведен опрос посетителей популярных налоговых интернет-сайтов. Большинство опрошенных считает, что досудебное и внесудебное урегулирование налоговых споров необходимо всем сторонам — и государству в лице налоговых органов и судов, и налогоплательщикам, однако активному использованию досудебных и внесудебных процедур препятствует отсутствие заинтересованности налоговых органов и необходимой нормативной базы, а также коррупционный риск.

Проведенный опрос и встреча в Налоговом клубе подтвердили важность дальнейшего изучения и проработки конкретных досудебных и внесудебных процедур разрешения налоговых споров и их внедрения в налоговую практику, а также необходимость внедрения бесспорного (при отсутствии спора) взыскания недоимок, пеней и штрафов.

 


[ сноска 1 ] Яковлев В.Ф. Появятся новые процедуры разрешения налоговых споров // Консультант, 2005, сент., № 17.

 

[ сноска 2 ] См.: Рекомендации № R(81)7 о мерах по обеспечению доступа к правосудию; № R(86)12 о мерах по предупреждению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды; № Rec(2001)9 об альтернативных методах урегулирования споров между административными органами и частными лицами, а также другие документы Совета Европы.