Кто не спрятался — я не виноват
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Не первый раз в продажу поступают базы данных о налогоплательщиках. Очередной случай произошел совсем недавно, когда каждый желающий мог приобрести на рынке электронных товаров дискету с данными о доходах москвичей.
Объединяет эти случаи одно — отсутствие результатов расследования возмутительных происшествий и бездействие ФНС России в отношении информационной безопасности. Вместо хотя бы обещаний разобраться, строго наказать виновных и навести порядок, демонстрируется пренебрежение к интересам граждан и закону.
Более того, в ФНС России цинично заявляют, что совсем не налоговые органы стали источником утечки информации. Как сообщили «Ведомости», представитель ФНС России отверг подозрения в адрес налоговиков — ведь информацией о доходах граждан располагают и другие ведомства, а службы безопасности налоговых органов проводят внутренние проверки, как только на рынке появляются новые базы [ сноска 1 ] . Судя по интервью, расследования, очевидно, не дают результатов, а базы как появлялись, так и будут появляться на рынке.
ФНС России, таким образом, дает понять, что в нашей стране одинаково опасно и платить, и не платить налоги, что приглашение гражданам «выйти из тени» адресовано лишь неопытным и глупцам, которые не осознают связанных с этим угроз.
Следует признать, что сложившаяся ситуация объективно не соответствует задачам расширения налоговой базы и вовлечения граждан в легальный бизнес.
Однако есть и сугубо юридическая проблема: на каком правовом основании ФНС России формирует базу данных о доходах граждан?
Налоговый кодекс РФ предоставляет налоговым органам право получать сведения о доходах граждан. Инспекции обязаны хранить эти сведения, соблюдая налоговую тайну. А вот о создании каких-либо электронных баз данных Кодекс ничего не говорит.
В то же время Закон РФ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что перечень персональных данных, включенных в состав федеральных информационных ресурсов, должен быть закреплен на уровне федерального закона (ст. 11 Закона РФ). Информационные системы государственных органов, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, подлежат обязательной сертификации в порядке, определенном законодательством РФ (ст. 19 Закона РФ).
Есть все основания полагать, что налоговые органы, создавая электронную базу данных о доходах граждан, нарушают законы, поскольку на законодательном уровне отсутствует разрешение создания такой базы. Это беззаконие и явилось причиной другого — разглашения сведений, составляющих налоговую тайну.
Следовательно, правоохранительные органы должны обратить внимание не только на тех, кто приторговывает налоговой тайной, но и на тех, c чьего попустительства незаконно создаются налоговые информационные базы.
С уважением,
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
[ сноска 1 ] Ведомости, 17.11.2005, № 216. — C. А1.
Ключевые слова: налогоплательщик, персональные данные, защита прав, налоговый контроль, учет