Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Применение налоговых вычетов по НДС с услуг подразделений вневедомственной охраны

30, Декабря 2005

Ю.Н. Завьялова,
старший юрист
юридической компании
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

В «Налоговеде» № 10, 2005 была рассмотрена проблема учета затрат на вневедомственную охрану. Учитывая, что поставленный вопрос приобрел широкое звучание и стал «дежурным» в налоговых проверках, журнал решил продолжить эту тему и рассмотреть аспекты исчисления НДС в связи с оказанием услуг вневедомственной охраны. 

Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.11.2003 № 10500/03 и от 25.11.2003 № 7213/03 указывают, что услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ подпадают под услуги, не облагаемые НДС.

Однако до конца 2003 года позиция Высшего Арбитражного Суда РФ еще не была выражена  в судебных актах, и подразделения вневедомственной охраны, оказывая услуги по охране имущества, исчисляли НДС и выставляли организациям счета-фактуры с выделением отдельной строкой сумм НДС.

В настоящее время помимо претензий о правомерности включения затрат на вневедомственную охрану в состав расходов по налогу на прибыль [ сноска 1 ] по результатам налоговых проверок налоговые органы выносят решение о неправомерности применения налогоплательщиками вычетов по НДС, уплаченному подразделениям вневедомственной охраны в составе стоимости оказанных ими услуг.

Основанием для такого вывода являются положения статей 1, 9, 10 и 35 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» и подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми объект обложения НДС с операций по оказанию охранных услуг отсутствует, поскольку средства, полученные подразделениями вневедомственной охраны по договорам от собственников охраняемого имущества, не являются доходом от предпринимательской деятельности. В связи с этим НДС не исчисляется и не принимается к вычету.

Такая позиция налоговых органов представляется нам ошибочной. Если подразделение вневедомственной охраны дополнительно к цене реализуемых услуг предъявило покупателю к оплате соответствующую сумму налога, это не мешает покупателю-налогоплательщику принять к вычету сумму налога, уплаченного в цене услуги. При этом подразделение вневедомственной охраны, предъявив покупателю в порядке пункта 1 статьи 168 НК РФ соответствующую сумму налога, обязано в силу пункта 5 статьи173 НК РФ данную сумму исчислить и уплатить в бюджет.

В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

• лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога;

• налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Оплата НДС по выставленному счету-фактуре является обязанностью покупателя, вытекающей из налоговых правоотношений [ сноска 2 ] .

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, проводятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Таким образом, пункт 5 статьи 173 НК РФ устанавливает обязанность уплатить в бюджет суммы налога, выставленные покупателю в счете-фактуре в составе стоимости товара (работы, услуги), лицами, не являющимися налогоплательщиками, либо налогоплательщиками по операциям, освобожденным от налогообложения. Нормы главы 21 НК РФ в таких случаях не предусматривают возможности отказа налогоплательщику-покупателю в вычете сумм налога, уплаченных им на основании счетов-фактур [ сноска 3 ].
 

 

[ сноска 1 ] Обсуждение этого вопроса получило широкое распространение в связи с разъяснениями Минфина России, которые основаны на позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 21.10.2003.
 
[ сноска 2 ] См.: Постановление ФАС МО от 20.09.2004 № КА-А40/8394-04.
 
[ сноска 3 ] См.: Постановления ФАС СЗО от 19.11.2004 № А05-3002/04-12; ФАС ВСО от 13.04.2004 № А69-1324/03-10(11)-Ф02-1069/04-С1; ФАС УО от 11.05.2004 № Ф09-1893/04-АК; ФАС ДО от 14.04.2004 № Ф03-А73/04-2/507. 

Ключевые слова: услуги вневедомственной охраны, налоговый вычет, services of private security agencies, tax deduction