Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Выездные проверки: эффективность в ущерб законности

24, Февраля 2023
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук
 

В 2019 г. ст. 89 «Выездная налоговая проверка» НК РФ была дополнена положением о том, что решение о проведении ВНП может выносить не только тот налоговый орган, где налогоплательщик стоит на учете, но и другой, уполномоченный ФНС России проводить проверки плательщиков, расположенных на «закрепленной» за ним территории1.

Это изменение направлено на реализацию идеи, что неплохо было бы разделить функции текущего администрирования и выездного контроля налогоплательщиков, дабы снизить мотивацию к «неуставным» отношениям инспекторов и их «подопечных», повысить объективность контроля, создать центры компетенции благодаря перераспределению и централизации функций. Кроме того, есть задача оптимизировать непомерно раздутую численность некоторых инспекций2.

В апреле 2021 г. ФНС России закрепила территории за контролирующими налоговыми органами3. Определены конкретные инспекции и управления, которые могут проверять налогоплательщиков, зарегистрированных в ряде других регионов. Выделено девять инспекций и управлений, обладающих правом контролировать налогоплательщиков, расположенных в любых субъектах РФ4 (см. текст во врезке).


проведение ВНП

Налоговые органы, уполномоченные на проведение ВНП на территории любых субъектов РФ:

управления ФНС России по Республике Коми, Краснодарскому краю, Волгоградской, Иркутской и Ленинградской областям;

межрайонные инспекции ФНС России № 20 по Республике Татарстан, № 11 по Оренбургской области и № 20 по Пермскому краю;

Межрегиональная инспекция ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования.


Публикации по теме

Авторы «Налоговеда» не раз писали о том, что новые инструменты налогового контроля, основанные на передовых цифровых и управленческих технологиях, нельзя внедрять, думая только об эффективности контроля и удобстве контролеров:

Бизнес об усложнении механизмов налогового контроля // Налоговед. 2021. № 5. С. 73–75;

Коваленко Н.С., Леонов Е.М. Налоговый мониторинг: итоги 2021 года и перспективы развития // Налоговед. 2022. № 1. С. 34–41;

Лысенко Е.А., Овчарова Е.В. Влияние цифровых технологий на развитие форм и методов налогового контроля // Налоговед. 2022. № 1. С. 11–19;

Семкина Е.И. Хартии налогоплательщиков как метод оценки выбора контрагента для налоговых целей // Налоговед. 2021. № 5. С. 65–69;

Юстус О.И. Единый налоговый счет и его сальдо: подводные камни правового регулирования // Налоговед. 2022. № 10. С. 19–25.


 Понятно, что такие контролеры не могут самостоятельно выбирать объект проверки, расположенный не на своей территории. Они действуют по указанию ФНС России, располагающей сведениями о возможном уклонении от налогообложения. Этот механизм логично вписывается в программу «проработки» налогоплательщиков, включенных в Федеральный реестр потенциальных выгодоприобретателей (ФРПВ).

В основном технологические и управленческие новинки от ФНС внедряются технократически: с максимальной заботой о практическом результате и без внимания к соблюдению прав и интересов налогоплательщиков, в том числе процедурных.

Главный вопрос: как налогоплательщик должен взаимодействовать с инспекцией, если она расположена за тысячи километров и отсутствуют налаженные с ней ТКС?

К полномочиям проверяющих относятся, в частности, истребование документов, вызов налогоплательщиков в налоговые органы. Например, должен ли налогоплательщик из Владивостока ехать по вызову (подп. 4 п. 2 ст. 31 НК РФ) в Иркутск, где находится ближайший «суперконтролер»? Где и как должны рассматриваться возражения на акт проверки? Сколько времени, не говоря уже о денежных средствах, надо на дорогу? И предоставляет ли закон это время на организацию командировки как налогоплательщику, так и сотрудникам «суперконтролера»? Ведь по правилам НК РФ выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица.

Еще вопрос: в каком суде должен рассматриваться спор по результатам проверки? Действующее процессуальное законодательство предусматривает подачу заявления в суд по месту нахождения госоргана, вынесшего оспариваемое решение. Следовательно, опять полеты через всю страну, время, билеты, гостиницы… Для многих налогоплательщиков это означает не просто издержки и хлопоты, а недоступность правосудия.

Пока «чужая» инспекция охотится за недоимками по НДС и налогу на прибыль, вправе ли «родная» проводить проверку по остальным налогам?5

Об этих моментах, разумеется, никто не подумал. Для ФНС России они, вероятно, незначительны. А для депутатов Госдумы?

Пояснительной записки о необходимости и практических последствиях нововведения не было. При обсуждении законопроекта с поправками в ст. 89 НК РФ в профильном комитете Госдумы речь шла, по-видимому, о выделении контролирующих инспекций исключительно в рамках субъектов Федерации: в заключении комитета говорится о «соответствующих регионах»6. Но закон зажил своей жизнью. Его реальное содержание – в трактовках ФНС России.

Несоответствие этих трактовок и принятых распоряжений правовым нормам очевидно.

Во-первых, для налогоплательщика не может быть тайной и сюрпризом, какой именно налоговый орган правомочен совершить в отношении него контрольные мероприятия. От выполнения неправомерных требований он может отказаться (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следовательно, перечень контролеров не может устанавливаться недоступным налогоплательщикам ведомственным распоряжением, закрытым для публикации. Опрос, проведенный в телеграм-канале PG-Tax, выявил, что даже для большинства экспертов нововведение – это тайна за семью печатями. Но секретность здесь недопустима.

Во-вторых, распоряжения о назначении контролеров фактически несут правовые последствия для неопределенного круга лиц, которые обязаны исполнять требования проверяющих. По содержанию это подзаконные нормативные акты. А они должны издаваться в виде приказов и быть зарегистрированы в Минюсте России.

В-третьих, если изменения в законодательстве продиктованы недоверием государства к работе своих же органов, то все издержки реформирования административной системы не должны возлагаться на налогоплательщиков. Вопросы процедур и гарантий надо тщательно урегулировать.

В-четвертых, неправомерны нормы, открывающие простор абсурдным толкованиям, как в данном случае: последовательное развитие нормы приводит к тому, что ФНС России вправе определить, что все инспекции РФ могут проверять всех налогоплательщиков страны. Достаточно лишь распоряжения Службы. А это уже проблема слабой законодательной техники, попустительства законотворцев и, следовательно, неконституционности нормы.

В-пятых, территориальные органы федеральных органов власти создаются для реализации их полномочий на местах, то есть имеют определенную (ограниченную) территориальную сферу деятельности7. Если какие-то инспекции уполномочиваются действовать «безгранично», то они с правовой позиции выступают обособленными подразделениями центрального аппарата ФНС России и по статусу относятся к федеральным органам госуправления.

Отступление от конституционных стандартов началось давно, когда создавались инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, наделенные экстерриториальной компетенцией. Из соображений целесообразности на правовые стандарты закрыли глаза8. Но это открыло путь к последующим перестройкам структуры налоговых органов, нарушающим и букву, и смысл Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».

Если ФНС России действительно сервисная служба, как она себя позиционирует, то забота должна состоять прежде всего в комплексной проработке всех норм и правил, связанных с новыми подходами к контрольной деятельности.

1 Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
2 Выездные проверки будут проводить специальные центры компетенции. Только налоговики в них будут те же самые // Клерк.ру. 06.09.2021. URL: https://www.klerk.ru.
3 Распоряжение ФНС России от 23.04.2021 № 96@, не опубликовано.
4 Распоряжение ФНС России от 23.12.2022 № 403@, не опубликовано.
5 Пункт 5 ст. 89 НК РФ не запрещает проводить две и более выездные проверки по разным налогам.
6 Законопроект № 720839‑7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)» (внесен Правительством РФ).
7 Часть 1 ст. 78 Конституции РФ; Определение КС РФ от 13.01.2000 № 10-П.
8 Овчарова Е.В. Незаконность создания межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам // Правовые проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков: сб. М., 2006; Пепеляев С.Г. Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков // Там же.
 

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev
Field tax audits: efficiency at the expense of lawfulness