Налогоплательщик как родной
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
В экономически развитых странах налоговики удивляются, когда их спрашивают о налогоплательщиках: «У нас нет налогоплательщиков, у нас есть клиенты».
Клиентские отношения строятся по принципам сервиса: за ваши деньги — максимум нашего расположения.
В России же принципы отношений к тем, кто своим трудом формирует бюджет, больше напоминают китайский подход: приговоренный должен оплатить еще и пулю.
Поэтому, например, в налоговых инспекциях выстраиваются длинные многочасовые очереди желающих правильно и в срок сдать налоговую декларацию, заплатить налоги. Попытки точно исполнить закон порой воспринимаются в инспекциях как назойливость. Неделями приходится дожидаться сверок платежей налогоплательщикам, стремящимся удостовериться в полноте уплаты налогов.
Похоже, что налоговые органы сделали попытку изменить ситуацию. Еще в сентябре прошлого года на заседании Правительства РФ, посвященном проблемам налогового администрирования, была поставлена задача наладить «сервис» в налоговых инспекциях. И вот, 2 сентября сего года ФНС России утвердила Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков [ сноска 1 ] , а 9 сентября — Регламент работы с налогоплательщиками [ сноска 2 ] .
Принятие этих документов — важный шаг в верном направлении. Впервые признано, что налогоплательщики должны бюджету, а не инспекции. Налоговые органы же обязаны помогать и способствовать тому, чтобы компании и граждане правильно платили налоги, не особо отвлекаясь от своего бизнеса, который единственный и является основой благополучия каждого и страны в целом.
Однако остаются сомнения, что министерские приказы способны сами по себе изменить отношение инспекторов к налогоплательщикам, что теперь бизнесмена будут встречать в инспекции как кормильца страны, а не подозрительного оборотистого рвача.
Стандарт и Регламент — внутриведомственные документы. Налогоплательщик в лучшем случае сможет жаловаться «начальству» на несоблюдение предусмотренных в них правил. Он был и остается в роли просителя, не наделенного правом потребовать к себе уважения и привлечь к ответственности за отступление от стандартов обслуживания.
Поэтому принятие Стандарта и Регламента ни в коей мере не снимает с повестки вопрос о совершенствовании законодательства о налоговом администрировании, составной частью которого должны быть нормы, гарантирующие соблюдение служащими налоговых инспекций прав и интересов налогоплательщиков и устанавливающие реальную материальную ответственность для налоговых органов, а административную и уголовную – для инспекторов, допускающих незаконное изъятие частной собственности под видом необоснованно и незаконно начисленных налогов.
Что же касается принятых документов, то они если и не помогут, то, во всяком случае, не помешают. А будет ли от них толк – зависит от политических установок руководства ФНС России.
Пожелаем ему упорства и последовательности в деле установления цивилизованных партнерских отношений с бизнесом.
С уважением,
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук