Обратная связь: как работает с крупнейшими налогоплательщиками
Елена Владимировна Суворова рассказала нам об организации взаимодействия Федеральной налоговой службы с крупнейшими налогоплательщиками.
– ФНС России стала проводить на регулярной основе опросы крупнейших налогоплательщиков. Расскажите, с чего все началось и какова цель этой работы.
– В целях развития взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками два года назад Служба приняла решение провести добровольное анкетирование.
Первый опрос состоялся в 2020 году, в нем приняли участие порядка тысячи компаний, это около 25 процентов крупнейших налогоплательщиков.
Была разработана анкета-опросник (см. текст во врезке).
Насколько, по мнению компании, целесообразно и эффективно переносить администрирование всех налогов, уплачиваемых крупнейшими налогоплательщиками (включая налог на имущество, НДФЛ, страховые взносы), в межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам? (Поясните причину ответа.)
Каковы наиболее эффективные способы (механизмы) выявления и устранения неопределенности в вопросах налогообложения, в том числе в части возникающих методологических вопросов? Являются ли, по мнению налогоплательщиков, существующие механизмы (ответы на запросы, информирование на сайте ФНС, ресурс о решениях по жалобам и др.) эффективными и достаточными?
Какие меры (разработка и внедрение новых процессов / оптимизация действующих процессов, изменение законодательства) позволят снизить уровень административной нагрузки, минимизировать взаимодействие с налоговым органом в части истребования и предоставления документов и пояснений? Какие критерии могут использоваться для оценки достаточности или избыточности требований налогового органа? Каковы возможные и приемлемые варианты обратной связи для фиксации и информирования об избыточности?
Существуют ли документы и информация, одновременно представляемые в налоговые органы и другие органы исполнительной власти, представление которых можно было бы централизовать? Приведите перечень документов и нормативные документы, регламентирующие их представление.
Будет ли для вашей организации приемлемо производить и сообщать вашу оценку отраслевых рисков, которые будут выявляться налоговыми органами и направляться для анализа налогоплательщикам соответствующих отраслей (путем формирования чек-листов, разработок модулей программного обеспечения и проч.) для оперативного устранения неопределенности и исключения избыточных контрольных мероприятий? Какие положительные и отрицательные факторы могут влиять на возможность такого обмена?
Назовите наиболее важные направления (вопросы) взаимодействия между крупнейшим налогоплательщиком и налоговым органом, требующие регламентации (изменения существующего или создания нового порядка).
– Как на вашу инициативу отреагировали налогоплательщики, получившие предложение заполнить анкету?
– Компании положительно оценили эту инициативу. В ответах максимально подробно рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются их филиалы в разных субъектах РФ. Отмечали необходимость продолжить централизацию администрирования крупнейших налогоплательщиков, в том числе в части имущественных налогов. А также приводили примеры неопределенности в методологических вопросах.
– К каким решениям пришли по итогам анализа полученных результатов?
– После обсуждения результатов опроса с бизнес-сообществом и участниками Экспертного совета при ФНС России по администрированию крупнейших налогоплательщиков мы приняли решение регулярно проводить такой опрос – два раза в год. Крупнейшие консалтинговые компании выразили готовность популяризировать эту работу и участвовать в организации наиболее полного сбора информации от крупнейших налогоплательщиков.
Результатом анализа стала также новая форма опроса, в которой теперь есть разделы, охватывающие все направления администрирования: государственную регистрацию, порядок исчисления и уплаты налогов, контрольные мероприятия и т. д.
Данные второго опроса подтвердили необходимость развития системы администрирования крупнейших налогоплательщиков, были определены направления работы: централизация всех функций по администрированию всех налогов, сборов; развитие клиент-сервисной составляющей в инспекциях; снижение административной нагрузки; снижение неопределенности и внедрение механизма обмена рисками.
– Какие предложения поступали от налогоплательщиков? И как вы их отработали?
– Сначала мы планировали выбрать наиболее значимые вопросы от респондентов. Но уже по итогам первого анкетирования большинство из этих вопросов оказались существенными. Поэтому все предложения, поступающие при проведении опросов, направляются в профильные управления Службы для проработки.
Некоторые задачи, поставленные перед нами налогоплательщиками, были быстро решены. Например, в форме сообщения об исчислении налоговым органом суммы транспортного налога в 2022 году добавлен такой реквизит, как VIN (уникальный код) транспортного средства. На это указывали участники опроса.
Налогоплательщики выразили заинтересованность в том, чтобы вся информация о контрагентах в максимально емкой и удобной форме размещалась в единой базе. И уже с марта 2022 года в разделе личного кабинета налогоплательщика-юрлица «Как меня видит налоговая» появилась новая вкладка «Показатели для партнеров». Налогоплательщику могут быть доступны данные любого партнера, если тот примет запрос, направленный через новый сервис.
– Вряд ли все вопросы, которые поднимали в анкетах налогоплательщики, решаются так просто.
– Конечно, решение целого ряда задач требует времени.
По мнению крупнейших компаний, нуждаются в доработке формы уведомлений налогоплательщиков с точки зрения информативности, требует оптимизации объем запрашиваемых у крупнейших налогоплательщиков документов в рамках встречных проверок. Компании высказывали предложения по интеграции АИС «Налог-3» с информационными системами организаций – участников налогового мониторинга, а также по разработке электронных сервисов для передачи налоговой отчетности.
– Есть ли среди обозначенных налогоплательщиками проблем тема правовой неопределенности?
– Изменения налогового законодательства, а также конфликтность позиций при толковании и применении налоговых норм обусловливают востребованность у налогоплательщиков определенности администрирования: ясности норм, четкости процедур и знания оценки налоговыми органами действий налогоплательщиков.
В этой работе мы наметили приоритетные направления: актуализация методологических писем ФНС России, ознакомление налогоплательщиков с правоприменительными подходами и лучшими практиками, выработанными и одобренными Службой.
Процессный подход и внедрение элементов управления рисками в контрольной работе, по работе с налоговой задолженностью, в досудебном и судебно-правовом блоке позволили реализовывать риск-ориентированный подход, разработать меры по устранению нарушений, в том числе путем обмена информацией о налоговых рисках. Все это помогает снижать правовую неопределенность.
– Насколько снижению неопределенности способствует расширение налогового мониторинга?
– Концепцией развития и функционирования в России системы налогового мониторинга предусмотрено расширение перечня его потенциальных участников к 2024 году до более 7800, увеличение количества участников налогового мониторинга на уровне не ниже 20 процентов в год (см. текст во врезке).
Цифры
Фактический прирост участников налогового мониторинга составил
115% в 2020 г.,
120% в 2021-м
и 62% в 2022-м.
Налогоплательщики на этом режиме имеют возможность оперативно получать информацию о рисках и методологическую позицию Службы по спорным вопросам.
Следует отметить и работу в этом направлении Экспертного совета при ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. В 2021 году был проведен совет по вопросам металлургической отрасли. В 2022-м – несколько встреч с иностранным бизнесом по вопросам трансфертного ценообразования. В ноябре 2022 года в рамках обращения РСПП состоялась встреча с участниками консолидированных групп налогоплательщиков для урегулирования методологических вопросов, возникших в связи с прекращением деятельности КГН. Экспертный совет становится площадкой для разрешения промышленных споров, что соответствует лучшим мировым практикам.
– Значительное количество встречных проверок крупнейших компаний все еще остается проблемой. Как ее планируется решать?
– Опрос крупнейших налогоплательщиков подсветил и эту проблему: увеличение в рамках встречных проверок числа запросов, в частности банкам, операторам сотовой связи, логистическим компаниям.
Мы поняли, что сигнал нельзя было игнорировать, и, чтобы усовершенствовать действующий механизм проверок, разработали пилотный проект. Он стартовал в июне 2022‑го и продлится до конца года. Все требования в рамках встречных проверок поступают напрямую в первую и шестую межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в их подведомственные межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, а также в седьмую.
Требования анализируются для оптимизации работы в двух направлениях: установление критериев полноты и соотносимости запрашиваемых документов, чтобы для налогоплательщиков была очевидна обоснованность их истребования, и создание шаблонов, чтобы исключить избыточность запрашиваемых документов. По окончании года мы подведем итоги пилотного проекта, чтобы распространить полученные результаты на все межрегиональные и межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
– Спасибо за разговор! В заключение прошу вернуться к опросу крупнейших налогоплательщиков. Когда планируется следующий, будут ли обнародованы его результаты?
– В конце этого года подведем итоги нашей работы в этом направлении. Кроме того, в декабре направим крупнейшим налогоплательщикам новую анкету. Опросы проводятся анонимно. Ждем поддержки и участия всех крупнейших налогоплательщиков!
Одна из важных тенденций совершенствования администрирования крупнейших налогоплательщиков – переориентация системы оценки с достижения экономических показателей на удовлетворенность налогоплательщиков качеством администрирования. Обратная связь позволяет ФНС России выявлять проблемы и оперативно решать их.
Интервью подготовила зам. главного редактора,
журнала «Налоговед» М.В. Завязочникова
Feedback: how it works with major taxpayers
E.V. Suvorova, Head of the Federal Tax Service’s
Administration for Major Taxpayers, has shared
her experience of the Service arranging interaction with such
taxpayers
Первый опросник ФНС