Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Обратная связь: как работает с крупнейшими налогоплательщиками

14, Декабря 2022
Е.В. Суворова, 
начальник Управления
по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России

Елена Владимировна Суворова рассказала нам об организации взаимодействия Федеральной налоговой службы с крупнейшими налогоплательщиками.


– ФНС России стала проводить на регулярной основе опросы крупнейших налогоплательщиков. Расскажите, с чего все началось и какова цель этой работы.

– В целях развития взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками два года назад Служба приняла решение провести добровольное анкетирование.

Первый опрос состоялся в 2020 году, в нем приняли участие порядка тысячи компаний, это около 25 процентов крупнейших налогоплательщиков.

Была разработана анкета-опросник (см. текст во врезке).

Первый опросник ФНС


Насколько, по мнению компании, целесообразно и эффективно переносить администрирование всех налогов, уплачиваемых крупнейшими налогоплательщиками (включая налог на имущество, НДФЛ, страховые взносы), в межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам? (Поясните причину ответа.)

Каковы наиболее эффективные способы (механизмы) выявления и устранения неопределенности в вопросах налогообложения, в том числе в части возникающих методологических вопросов? Являются ли, по мнению налогоплательщиков, существующие механизмы (ответы на запросы, информирование на сайте ФНС, ресурс о решениях по жалобам и др.) эффективными и достаточными?

Какие меры (разработка и внедрение новых процессов / оптимизация действующих процессов, изменение законодательства) позволят снизить уровень административной нагрузки, минимизировать взаимодействие с налоговым органом в части истребования и предоставления документов и пояснений? Какие критерии могут использоваться для оценки достаточности или избыточности требований налогового органа? Каковы возможные и приемлемые варианты обратной связи для фиксации и информирования об избыточности?

Существуют ли документы и информация, одновременно представляемые в налоговые органы и другие органы исполнительной власти, представление которых можно было бы централизовать? Приведите перечень документов и нормативные документы, регламентирующие их представление.

Будет ли для вашей организации приемлемо производить и сообщать вашу оценку отраслевых рисков, которые будут выявляться налоговыми органами и направляться для анализа налогоплательщикам соответствующих отраслей (путем формирования чек-листов, разработок модулей программного обеспечения и проч.) для оперативного устранения неопределенности и исключения избыточных контрольных мероприятий? Какие положительные и отрицательные факторы могут влиять на возможность такого обмена?

Назовите наиболее важные направления (вопросы) взаимодействия между крупнейшим налогоплательщиком и налоговым органом, требующие регламентации (изменения существующего или создания нового порядка).


 – Как на вашу инициативу отреагировали налогоплательщики, получившие предложение заполнить анкету?

– Компании положительно оценили эту инициативу. В ответах максимально подробно рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются их филиалы в разных субъектах РФ. Отмечали необходимость продолжить централизацию администрирования крупнейших налогоплательщиков, в том числе в части имущественных налогов. А также приводили примеры неопределенности в методологических вопросах.

– К каким решениям пришли по итогам анализа полученных результатов?

– После обсуждения результатов опроса с бизнес-сообществом и участниками Экспертного совета при ФНС России по администрированию крупнейших налогоплательщиков мы приняли решение регулярно проводить такой опрос – два раза в год. Крупнейшие консалтинговые компании выразили готовность популяризировать эту работу и участвовать в организации наиболее полного сбора информации от крупнейших налогоплательщиков.

Результатом анализа стала также новая форма опроса, в которой теперь есть разделы, охватывающие все направления администрирования: государственную регистрацию, порядок исчисления и уплаты налогов, контрольные мероприятия и т. д.

Данные второго опроса подтвердили необходимость развития системы администрирования крупнейших налогоплательщиков, были определены направления работы: централизация всех функций по администрированию всех налогов, сборов; развитие клиент-сервисной составляющей в инспекциях; снижение административной нагрузки; снижение неопределенности и внедрение механизма обмена рисками.

– Какие предложения поступали от налогоплательщиков? И как вы их отработали?

– Сначала мы планировали выбрать наиболее значимые вопросы от респондентов. Но уже по итогам первого анкетирования большинство из этих вопросов оказались существенными. Поэтому все предложения, поступающие при проведении опросов, направляются в профильные управления Службы для проработки.

Некоторые задачи, поставленные перед нами налогоплательщиками, были быстро решены. Например, в форме сообщения об исчислении налоговым органом суммы транспортного налога в 2022 году добавлен такой реквизит, как VIN (уникальный код) транспортного средства. На это указывали участники опроса.

Налогоплательщики выразили заинтересованность в том, чтобы вся информация о контрагентах в максимально емкой и удобной форме размещалась в единой базе. И уже с марта 2022 года в разделе личного кабинета налогоплательщика-юрлица «Как меня видит налоговая» появилась новая вкладка «Показатели для партнеров». Налогоплательщику могут быть доступны данные любого партнера, если тот примет запрос, направленный через новый сервис.

– Вряд ли все вопросы, которые поднимали в анкетах налогоплательщики, решаются так просто.

– Конечно, решение целого ряда задач требует времени.

По мнению крупнейших компаний, нуждаются в доработке формы уведомлений налогоплательщиков с точки зрения информативности, требует оптимизации объем запрашиваемых у крупнейших налогоплательщиков документов в рамках встречных проверок. Компании высказывали предложения по интеграции АИС «Налог-3» с информационными системами организаций – участников налогового мониторинга, а также по разработке электронных сервисов для передачи налоговой отчетности.

– Есть ли среди обозначенных налогоплательщиками проблем тема правовой неопределенности?

– Изменения налогового законодательства, а также конфликтность позиций при толковании и применении налоговых норм обусловливают востребованность у налогоплательщиков определенности администрирования: ясности норм, четкости процедур и знания оценки налоговыми органами действий налогоплательщиков.

В этой работе мы наметили приоритетные направления: актуализация методологических писем ФНС России, ознакомление налогоплательщиков с правоприменительными подходами и лучшими практиками, выработанными и одобренными Службой.

Процессный подход и внедрение элементов управления рисками в контрольной работе, по работе с налоговой задолженностью, в досудебном и судебно-правовом блоке позволили реализовывать риск-ориентированный подход, разработать меры по устранению нарушений, в том числе путем обмена информацией о налоговых рисках. Все это помогает снижать правовую неопределенность.

– Насколько снижению неопределенности способствует расширение налогового мониторинга?

– Концепцией развития и функционирования в России системы налогового мониторинга предусмотрено расширение перечня его потенциальных участников к 2024 году до более 7800, увеличение количества участников налогового мониторинга на уровне не ниже 20 процентов в год (см. текст во врезке).

Цифры


Фактический прирост участников налогового мониторинга составил
115% в 2020 г.,
120% в 2021-м
и 62% в 2022-м.


 Налогоплательщики на этом режиме имеют возможность оперативно получать информацию о рисках и методологическую позицию Службы по спорным вопросам.

Следует отметить и работу в этом направлении Экспертного совета при ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. В 2021 году был проведен совет по вопросам металлургической отрасли. В 2022-м – несколько встреч с иностранным бизнесом по вопросам трансфертного ценообразования. В ноябре 2022 года в рамках обращения РСПП состоялась встреча с участниками консолидированных групп налогоплательщиков для урегулирования методологических вопросов, возникших в связи с прекращением деятельности КГН. Экспертный совет становится площадкой для разрешения промышленных споров, что соответствует лучшим мировым практикам.

– Значительное количество встречных проверок крупнейших компаний все еще остается проблемой. Как ее планируется решать?

– Опрос крупнейших налогоплательщиков подсветил и эту проблему: увеличение в рамках встречных проверок числа запросов, в частности банкам, операторам сотовой связи, логистическим компаниям.

Мы поняли, что сигнал нельзя было игнорировать, и, чтобы усовершенствовать действующий механизм проверок, разработали пилотный проект. Он стартовал в июне 2022‑го и продлится до конца года. Все требования в рамках встречных проверок поступают напрямую в первую и шестую межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в их подведомственные межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, а также в седьмую.

Требования анализируются для оптимизации работы в двух направлениях: установление критериев полноты и соотносимости запрашиваемых документов, чтобы для налогоплательщиков была очевидна обоснованность их истребования, и создание шаблонов, чтобы исключить избыточность запрашиваемых документов. По окончании года мы подведем итоги пилотного проекта, чтобы распространить полученные результаты на все межрегиональные и межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

– Спасибо за разговор! В заключение прошу вернуться к опросу крупнейших налогоплательщиков. Когда планируется следующий, будут ли обнародованы его результаты?

– В конце этого года подведем итоги нашей работы в этом направлении. Кроме того, в декабре направим крупнейшим налогоплательщикам новую анкету. Опросы проводятся анонимно. Ждем поддержки и участия всех крупнейших налогоплательщиков!

Одна из важных тенденций совершенствования администрирования крупнейших налогоплательщиков – переориентация системы оценки с достижения экономических показателей на удовлетворенность налогоплательщиков качеством администрирования. Обратная связь позволяет ФНС России выявлять проблемы и оперативно решать их.

Интервью подготовила зам. главного редактора,
журнала «Налоговед» М.В. Завязочникова


Feedback: how it works with major taxpayers

E.V. Suvorova, Head of the Federal Tax Service’s
Administration for Major Taxpayers, has shared
her experience of the Service arranging interaction with such
taxpayers