Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О некоторых международных принципах налогового администрирования

30, Сентября 2005
И.В. Калинина,
директор правовой экспертной инициативы LegalStudies.RU,
канд. юрид. наук, LL. M. (Германия) 

В течение последних десятилетий в ОЭСР все больше набирает силу тенденция рассмотрения деятельности налоговых органов не только и не столько как органов, выполняющих исключительно контрольно-надзорные функции, но оказывающих «услуги» налогоплательщикам. Эта тенденция выражается в стимулировании большей открытости и доступности деятельности налоговых органов и полноценного информирования налогоплательщиков. Она также очевидна в свете общих административных реформ, направленных на эффективность системы государственного управления в целом и управления финансами в частности. При этом одной из задач является выстраивание надежных рабочих отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками с признанием общей задачи — своевременной, минимально бюрократизированной уплаты (сбора) налогов. Особое внимание при этом уделяется крупнейшим налогоплательщикам: почти в 2/3 стран — членов ОЭСР в налоговых органах создаются специальные подразделения, занимающиеся администрированием крупнейших налогоплательщиков по тем или иным направлениям [ сноска 1 ] .

В проведенном в 2002 году МВФ исследовании [ сноска 2 ] опыта 40 стран по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков, в частности, прослеживается мысль о том, что успех создания и функционирования отдельных подразделений по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков не будет достигнут без последовательной политической и управленческой поддержки, а также без общей реформы налогового администрирования. Подчеркивается особая роль налогового администрирования, критерием которого служит соблюдение налогоплательщиком налогового законодательства [ сноска 3 ] .

В данном контексте целесообразно привести и извлечения из разработанной ОЭСР в 1999 году (с изменениями в 2001 году) Практической записки о принципах хорошего налогового администрирования [ сноска 4 ] , отдельная часть которой посвящена взаимоотношениям налоговых органов и налогоплательщиков.

Отношения с налогоплательщиками [ сноска 5 ]
(Извлечение)

10. Важной задачей налоговых органов является быть отзывчивыми к индивидуальным обстоятельствам налогоплательщиков, оставаясь последовательными.

11. Отзывчивость выражается в доступном, зависимом от обстоятельств и своевременном информировании, а также в аккуратном и своевременном рассмотрении обращений и апелляций. Это может быть достигнуто путем построения системы и процедур, которые в наибольшей мере направлены на нужды налогоплательщиков, а не налоговой администрации. Примерами этого могли бы служить: облегчение связей с налогоплательщиками через систему единых окон, с тем чтобы обеспечить доступность услуг там и тогда, где и когда они нужны; усилия, направленные на разработку усовершенствованных электронных средств связи между налогоплательщиком и налоговым органом, которые могли бы включить возможность электронной подачи деклараций, введение средств электронных платежей и on-line доступа к балансам.

12. Хороший налоговый орган консультируется с налогоплательщиками и другими заинтересованными сторонами по вопросам изменения и развития существенных вопросов налоговой политики и процедур. Это позволяет быть уверенным в том, что расходы на исполнение налоговых обязанностей будут поддерживаться на минимальном уровне, необходимом для достижения правильного исполнения обязанностей в соответствии с налоговым законодательством. Налоговые органы должны также сотрудничать с органами регулирования в создании подходящих общеуправленческих подходов по снижению расходов на исполнение налоговой обязанности с учетом интересов всех уровней управления.

13. Последовательность достигается тем, что применяющаяся политика и процедуры прозрачны и соответствуют национальному налоговому законодательству, международным налоговым соглашениям и нормам. Последовательность также предполагает, что права и обязанности налогоплательщиков, процедуры обжалования и восстановительные механизмы обозначены и доведены до сведения через справочники, приказы, средства массовой информации и образовательные программы.

14. Информация о налогоплательщике должна использоваться только в том объеме, в котором это допустимо законодательством. Законодательство, позволяющее использование информации, которой располагает налоговая администрация (иной, чем была получена в порядке обмена по договорам) для иных целей, чем цели администрирования, должно быть ограничено.

Руководство
по отношениям с налогоплательщиками

15. Налоговые органы призываются:

1.1 применять налоговое законодательство честным, заслуживающим доверие и прозрачным образом;

1.2 обозначать и сообщать налогоплательщикам их права и обязанности, а также доступные процедуры обжалования и восстановительные механизмы (механизмы возмещения);

1.3 предоставлять информацию по существу последовательно и аккуратно, своевременно рассматривать запросы, обращения и жалобы налогоплательщиков;

1.4 обеспечивать наличие доступной и надежной информационной службы по правам и обязанностям налогоплательщиков, установленным в законодательстве;

1.5 гарантировать, что расходы на исполнение налоговых обязанностей поддерживаются на минимальном уровне, необходимом для достижения исполнения обязанностей в соответствии с налоговым законодательством;

1.6 предоставлять налогоплательщикам там, где это возможно, право высказать свое мнение в отношении изменений в политике администрирования и процедурах;

1.7 использовать информацию о налогоплательщике только в пределах, установленных законодательством;

1.8 развивать и поддерживать хорошие рабочие отношения с клиентскими группами и широкой общественностью.

 

 


[ сноска 1 ] См.: Tax Administration in OECD Countries: Comparative Information Series (2004). — P. 12.
 
[ сноска 2 ] См.: Improving Large Taxpayers’ Compliance:A Review of Country Experience. By a Staff Team Led by Katherine Baer. 2002. International Monetary Fund. April 29, 2002.
 
[ сноска 3 ] См.: Обзор исследования МВФ на http://www.imf.org/external/pubs/nft/op/215/index.htm.
 
[ сноска 4 ] См.: OECD: Principles of Good Tax Administration — Practice Note. Prepared by the OECD Committee of Fiscal Affairs Forum on Strategic Management. GAP001, Issued: 25 June 1999, Amended: 2 May, 2001. — P. 4.
 
[ сноска 5 ] Перевод подготовлен АНО ЛигалСтадис.РУ для использования в качестве информации.

Ключевые слова: права налогоплательщика, налоговый контроль, зарубежный опыт, ОЭСР, обязанности налогового органа, foreign experience, OECD, rights of the taxpayer, tax authority’s obligations, tax control