Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Инвестиционные налоговые льготы: Республика Казахстан

30, Сентября 2005

* Мнение автора может не совпадать с официальной позицией IBFD.

Р.Р. Вахитов,
эксперт
Международного бюро
фискальной документации (IBFD)

Налоговые льготы как инструмент налоговой политики

Одним из общепризнанных критериев качества налоговой системы является ее нейтральность, то есть минимизация ее влияния на принятие экономических решений. Налоговые льготы, наоборот, по своей сути призваны влиять на принятие инвестором экономических решений. Они являются важным инструментом налоговой политики, в частности ее регулирующей функции. Многие страны с развивающимися и переходными экономиками активно используют налоговые льготы для привлечения прямых иностранных инвестиций, накоплен значительный опыт эффективного применения таких мер. Так, ОЭСР регулярно проводит исследования в области налоговых льгот и публикует их результаты [ сноска 1 ] .

Следует отметить, что налоговые инвестиционные льготы — один из факторов, влияющих на выбор решения об инвестициях, наряду с экономической и политической стабильностью, правовой защищенностью и другими факторами. Если экономика не привлекательна для стратегических инвестиций, то, скорее всего, основные иностранные вложения будут делаться в краткосрочные и высокоприбыльные проекты, для которых наличие или отсутствие налоговых льгот не является существенным фактором в принятии решения.

Необходимо учитывать, что любые льготы для иностранных инвестиций сделают привлекательными инвестиции местного капитала через иностранные организации, стимулируя отток капитала.

Чрезмерное и бессистемное предоставление льгот для разумного инвестора будет свидетельствовать об их недолгосрочности и непредсказуемости последующего развития событий и может послужить негативным фактором при принятии инвестиционного решения.

Поскольку отмена льгот — довольно болезненный процесс для многих инвесторов, при введении льготы нужно быть готовым к серьезному сопротивлению любым попыткам ее отмены. Так, отмена Россией налоговых льгот в Байконуре, широко известном по многочисленным злоупотреблениям и созданию агрессивных схем налоговой оптимизации, было негативно встречено казахстанской стороной, рассматривавшей в качестве ответной меры обращение в Экономический Суд СНГ [ сноска 2 ] .

Причины введения налоговых льгот

Можно выделить несколько факторов, которые оправдывают предоставление льгот в отношении иностранных инвестиций.

Конкурентоспособность в международном отношении. При наличии сравнимых по инвестиционной привлекательности соседних стран налоговые инвестиционные льготы могут оказаться ключевым фактором в выборе решения. Однако введение льготы без координации действий с соседними странами  почти наверняка повлечет принятие страной-соперницей аналогичных мер, выравнивающих положение, и в конечном счете снизит бюджетные поступления.

Компенсация недостаточной рыночной привлекательности. В тех случаях, когда объективные условия (географическая удаленность, отсутствие стабильного инвестиционного законодательства) делают ту или иную страну и отрасль менее привлекательными, инвестору может быть предоставлена компенсация в виде налоговых льгот, которые уравновешивают недостатки в остальных сферах. Однако нужно быть осторожным и уменьшать налоговое бремя лишь в отношении «колеблющихся» инвестиций. Предоставление налоговых льгот компаниям, нацеленным на инвестиции в любом случае, только уменьшает бюджетные поступления.

Развитие отдельных регионов. Для снижения безработицы и социальной нестабильности государству может быть выгодно отказаться от финансовых поступлений (или некоторой их части) в обмен на устранение неблагоприятных факторов посредством привлечения иностранных инвестиций в развитие производств.

Решение макроэкономических проблем. Установление налоговых инвестиционных льгот может быть направлено на развитие отдельных отраслей народного хозяйства.

Виды инвестиционных налоговых льгот

В части технической классификации налоговые инвестиционные льготы можно разделить на несколько видов.

«Налоговые каникулы» — то есть установление срока (как правило, первые несколько лет после начала операций), в течение которого налоги не взимаются. Достоинством этого метода является его простое применение, несмотря на то что эта льгота направлена не столько на привлечение инвестиций, сколько на открытие новых компаний, и интересна быстроокупающимся проектам, не привлекающим долгосрочных инвестиций. Помимо этого у других компаний группы появляется соблазн искусственно аккумулировать прибыль в такой освобожденной от налога компании, поэтому необходимо следить за правильным распределением прибыли в рамках группы (трансфертное ценообразование) и за тем, чтобы освобождаемая прибыль происходила именно от льготируемых видов деятельности.

Сниженная налоговая ставка. От «налоговых каникул» эту льготу отличает постоянный характер, а значит, и большая привлекательность для долгосрочных инвестиционных проектов. Однако остаются вопросы администрирования целевого использования и пресечения попыток «приписать» прибыль от других видов деятельности к льготируемой. Неблагоприятный опыт применения этой льготы в российских условиях в ЗАТО, Калмыкии, Ингушетии и на других территориях показал, что само наличие льготы не способно создать инвестиционную привлекательность региона и служит лишь способом налоговой оптимизации.

Расширенные возможности для вычета из налоговой базы капитальных вложений или ускоренная амортизация. Возможно как применение специальных вычетов из суммы налога, рассчитанного согласно общим правилам, так и вычет капитальных вложений из налогооблагаемой базы. Последний может производиться через ускоренную амортизацию и через возможность увеличения вычетов в размере, превышающем стоимость капитальных вложений. В целом такая инвестиционная льгота более эффективна, нежели «налоговые каникулы» и сниженная налоговая ставка. Тем не менее для предотвращения злоупотреблений необходим контроль за объективной оценкой стоимости капитальных вложений и другие меры, контролирующие оправданность предоставления льготы (создание рабочих мест, развитие региона, увеличение налоговых платежей за счет косвенных налогов и т. п.). Например, создание крупной лизинговой компании с фактическим использованием оборудования за рубежом будет противоречить цели предоставления этой льготы и не должно допускаться.

Сниженная ставка налога у источника на дивиденды, проценты и роялти. Поскольку бремя налога у источника часто несет плательщик дохода, разумно предоставить пониженные ставки налога на удержание с целью понижения стоимости привлекаемых инвестиций. С другой стороны, низкие ставки удержания у источника (или их отсутствие) стимулируют искусственный вывод капитала из страны, что делает необходимым контроль обоснованности выплат и их размера. Помимо этого большинство капиталоэкспортирующих стран применяют зачет как метод устранения двойного налогообложения таких доходов, а следовательно, все предоставленные льготы в стране-источнике будут «съедены» при обложении налогом в стране резидентства их получателя, если в двустороннем соглашении между странами нет оговорки, что льготируемая часть налога считается уплаченной в стране-источнике. Тем не менее, когда риски, связанные с инвестициями в политически и экономически нестабильные страны, не компенсируются налоговыми льготами, созданные для привлечения инвестиций налоговые механизмы начинают играть роль «черных дыр» в экономике и инструментов налогового планирования. Так, в России ставка налога на удержание с дивидендов в размере 6% была увеличена в полтора раза с 2005 года из-за существенных злоупотреблений с переводом заработной платы в разряд дивидендов.

Организация специальных экономических зон для производства экспортоориентированной продукции и высоких технологий. Организация таких зон предусматривает введение сниженных налоговых ставок по определенным видам налогов и специального таможенного режима на территории таких экономических зон. Цель создания специальных зон — привлечение высокотехнологического производства (исследовательских и инновационных компаний). Эта налоговая льгота дает возможность компаниям вывести отдельные части производства в данную юрисдикцию без необходимости уплачивать косвенные налоги и таможенные сборы. При этом вывоз продукции на остальную территорию страны считается импортом и  подлежит обложению НДС и таможенными пошлинами. Преимуществом таких зон является ориентированность на мобильный капитал, который не пришел бы в ту или иную юрисдикцию без налоговых льгот, и поэтому не влечет возможных налоговых потерь при предоставлении льгот компаниям, которые в любом случае пришли бы в данную юрисдикцию. Расположение получающих льготы компаний на относительно небольшой территории упрощает администрирование и помогает предотвратить злоупотребления.

Республика Казахстан

В силу недостаточной проработанности и экономической обоснованности законов, устанавливающих те или иные налоговые льготы, а также несовершенства механизма контроля за использованием налоговых льгот опыт Российской Федерации до вступления в силу Закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» нельзя считать положительным. В России не последовал приток внутренних и иностранных инвестиций в ЗАТО, Калининградскую область, Калмыкию и Ингушетию, хотя бюджетные потери из-за фиктивного  перевода получаемой прибыли в зарегистрированные на этих территориях структуры повлекли массовую отмену налоговых льгот при замене главами Налогового кодекса РФ соответствующих законов.

Среди стран СНГ опыт Республики Казахстан представляется нам наиболее успешным. На практике показала свою эффективность СЭЗ «Астана — новый город» [ сноска 3 ] благодаря предоставлению инвесторам значительных льгот по НДС, налогу на имущество и налогу на землю. До введения в действие ведется работа по изучению опыта стран, где такие специальные экономические зоны работают успешно [ сноска 4 ] .

Как правило, налоговыми льготами в Казахстане может пользоваться та организация, которая:

• состоит на регистрационном учете в налоговых органах на территориях специальных экономических зон;

• не имеет структурных подразделений за пределами территорий специальных экономических зон;

• получает не менее 90% совокупного годового дохода в результате ведения на территории специальной экономической зоны определенной деятельности (как правило, производственно-внедренческой).

В некоторых случаях компаниям запрещается проводить операции с подакцизными товарами. Таким организациям, как правило, предоставляются 50% скидки при уплате налога на прибыль, освобождение от налогов на землю и на имущество.

Опыт Казахстана, в особенности по ограничению целевого использования льгот реально участвующим в производственно-внедренческой деятельности компаниям, порождает много вопросов по организации эффективного контроля, но представляется полезным для использования в России.

 


[ сноска 1 ] OECD Tax Policy Studies Corporate Tax Incentives for Foreign Direct Investment, OECD, 2001.
 
[ сноска 2 ] См.: «Страсти по-байконурски» — http://www.gazeta.kg/print.php?i=3610.
 
[ сноска 3 ] Подробное описание льгот и условия их предоставления см.: http://astana.dan.kz/sez.
 
[ сноска 4 ] «Делегация Казахстана посетила СЭЗ “Джебел Али” в ОАЭ» — http://www.gazeta.kz/ art.asp?aid=39427.

Ключевые слова: налоговая ставка, налоговая льгота, Казахстан, зарубежный опыт, налоговые каникулы, foreign experience, Kazakhstan, tax concession, tax holiday, tax rate