В налоговой сфере
ФНС России объявила конкурс по выбору компаний для помощи в налоговом консультировании. Работу консультантов ФНС России будет оплачивать по количеству затраченных человеко-часов, а ставка оплаты является критерием конкурса. Кроме того, будут учитываться репутация компании, ее опыт и наличие грамотных специалистов.
Ведомости. 2005. № 131. С. А1.
Определен список компаний, советы которых чиновники готовы выслушивать при подготовке реформ. Налоговые консультанты из Haarmann Hemmelrath, аудиторская группа «Развитие Бизнес-Cистем» и Центр ситуационного анализа составят для чиновников рекомендации, как отличать приемлемые налоговые схемы от незаконных, модернизировать систему образования и строить холдинги в оборонной промышленности.
Ведомости. 2005. № 134. С. А3.
ФНС России обнародовала данные о поступлении налогов в казну за первое полугодие 2005 года: в то время как налоговые поступления от предприятий демонстрируют рекордные показатели роста, граждане приносят бюджету все меньше дохода, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении.
Коммерсантъ. 2005. № 139. С. 6.
Федеральная таможенная служба РФ и Федеральная налоговая служба РФ заключили соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает оперативный обмен информацией, контроль за внешнеэкономической деятельностью и скоординированные проверки.
Ведомости. 2005. № 129. С. А3.
Минфин России напомнил аудиторам, что они должны сотрудничать с финансовой разведкой, в частности, предупреждать о готовящихся подозрительных сделках клиентов. Минфин России разослал всем аудиторам письмо, в котором обратил внимание компаний на обязанность юристов и бухгалтеров сотрудничать с Росфинмониторингом. В обоих ведомствах отказались уточнить, получала ли финансовая разведка информацию хотя бы об одной подозрительной сделке от аудиторов.
Ведомости. 2005. № 133. C .А3.
В ближайшее время будет подписан приказ Минфина России, меняющий порядок постановки на учет и контроля за деятельностью крупнейших налогоплательщиков. Создано семь межрегиональных налоговых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, каждая из которых специализируется на определенной отрасли. Крупнейшие налогоплательщики в принудительном порядке переводятся на учет в специализированную инспекцию, которая занимается их администрированием, начиная от анализа налоговой и бухгалтерской отчетности и заканчивая выездными налоговыми проверками и поиском схем уклонения от налогов.
Коммерсантъ. 2005. № 124. С. 6.
Бюджетный комитет Госдумы поддержал поправки Правительства РФ в главу Налогового кодекса РФ о НДС. В соответствии с законопроектом с 1 января 2006 года вступит в силу всеобщий обязательный переход на уплату НДС по методу начисления.
Ведомости. 2005. № 121. С. А3.
Налоговые органы регулярно отказывают предприятиям в возмещении НДС, ссылаясь на непредставление налогоплательщиками тех или иных документов или на имеющиеся в них ошибки. Однако, если налоговый орган не истребовал эти документы в установленном порядке, вопрос об их необходимости не поднимается, а соответствующее решение налогового органа будет признано недействительным.
Бизнес. 2005. № 137. С. 4.
В Госдуме обсуждались правительственные поправки в Налоговый кодекс РФ о налогообложении малых предприятий. Одно из ключевых предложений правительственного законопроекта — увеличение порога выручки, до достижения которого малые предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения. Сейчас эта сумма составляет 15 млн. рублей в год. Правительство России согласно повысить ее до 20 млн. рублей, что является индексацией на инфляцию за три последних года.
Коммерсантъ. 2005. № 121. С. 6.
Счетная палата изучила, насколько эффективно были защищены экономические интересы России при ввозе и вывозе товаров в Калининградской области в 2004 и 2005 годах. Аудиторы изучали деятельность местной таможни, предпринимателей и налоговых органов. Компании, попавшие под проверку, выбраны случайным образом из всех, связанных с внешней торговлей. Как выяснилось, действующие правила позволяют компаниям законно не платить НДС и таможенные пошлины.
Ведомости. 2005. № 124. С. А3.
Госдума ушла на каникулы, не рассмотрев законопроект, одобренный более трех месяцев назад бюджетным комитетом, согласно которому плательщиков ЕНВД предполагалось освободить от обязанности пользоваться кассовыми аппаратами. Однако предприниматели намерены не просто добиться отмены кассовой «повинности» для малого бизнеса, но и разоблачить ФСБ России, политика которой по усовершенствованию кассовой техники привела к резкому росту цен на кассовые аппараты.
Коммерсантъ. 2005. № 125/П. С. 6.
Счетная палата намерена ограничить региональные налоговые льготы для компаний. Для этого аудиторы предлагают внести в Налоговый кодекс РФ изменения, касающиеся налоговых льгот, а также предусмотреть в законе о государственной регистрации нормы, ограничивающие возможность регистрации компаний в регионах, в которых они не ведут производственно-хозяйственную деятельность.
Ведомости. 2005. № 125. С. А3.
Проверка аудиторов Счетной палаты в Республике Алтай выявила, что компании регистрируются в регионе, чтобы платить меньше налогов. Лишать регионы возможности давать льготы нельзя, считают эксперты: у них не останется способов привлечь инвесторов.
Ведомости. 2005. № 127. С .А3.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 9-П, которое фактически ввело новые правила исчисления срока давности по налоговым нарушениям и всколыхнуло все бизнес-сообщество, не оставило равнодушными и некоторых судей КС РФ. Были обнародованы особые мнения судей КС РФ.
Бизнес. 2005. № 135. С. 4.
Даже выиграв в суде тяжбу с налоговыми органами, налогоплательщик не может быть уверен в том, что законное решение суда будет исполнено. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа № КА-А40/1819-05 разъяснило, что налоговые органы, в нарушение норм АПК РФ могут не исполнять решение суда годами.
Бизнес. 2005. № 138. С. 8.
Власти Италии планируют снижать налоги на 0,2% в год, одновременно ужесточая ответственность за их неуплату. Такие меры предусматривает одобренная на днях правительством этой страны трехлетняя программа по экономической и финансовой политике. Премьер-министр Италии не считает морально приемлемым уклонение от уплаты налогов, поскольку итальянцы ежегодно скрывают от государства около трети своих доходов.
Бизнес. 2005. № 131. C. 5.