Хартия налогоплательщика улучшает взаимопонимание сторон в налоговых отношениях*
эксперт Международного бюро
С тем, чтобы выразить свое отношение к налогоплательщикам, налоговые органы ряда стран создают так называемые хартии налогоплательщика — документы, в которых в краткой форме перечисляются основные права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. С одной стороны, таким образом фиксируется намерение налоговых органов действовать согласно установленным принципам, с другой — такой документ выполняет, помимо организационной, функцию информирования налогоплательщика о его основных правах и в какой-то степени выполняет роль социальной рекламы.
Наибольшее распространение хартии налогоплательщиков получили в странах общего права — в Великобритании, США, Австралии, Канаде. Некоторые такие хартии по существу являются декларациями и умещаются на одной странице (ЮАР, Гонконг).
Можно выделить некоторые черты, общие для таких хартий.
Основные права налогоплательщика:
•право на информацию, на содействие налоговых органов и на выражение своего мнения;
•право обжалования;
•право платить налог не больше положенного;
•право на определенность;
•право на неприкосновенность частной сферы;
•право на конфиденциальность и тайну предоставленной информации.
Очевидно, что основным правам соответствуют и основные обязанности. Среди них перечислены:
•обязанность честного поведения;
•обязанность сотрудничества с налоговыми органами;
•обязанность своевременно предоставлять точную информацию и документы;
•обязанность ведения необходимой документации;
•обязанность своевременной уплаты налогов.
Такие хартии представляются чем-то наподобие закона об отношениях налоговых органов с налогоплательщиками, содержащего как декларативные нормы, так и основные принципы, на которых основываются эти отношения.
В августе 2003 года ОЭСР [ сноска 2 ] (Организация экономического сотрудничества и развития) выпустила рекомендации по составлению хартии налогоплательщика, включающие в том числе и ее примерный текст. Поскольку перевод на русский язык этого материала еще не опубликован, вниманию читателей предлагается его неофициальный перевод.
Хартия налогоплательщиков
Введение
Налоговые законы общества требуют, чтобы налоги и другие обязательные платежи уплачивались для финансирования правительственных программ и поддержания общественных благ — образования, достойного уровня жизни, здравоохранения, обороны, правоприменения, транспортной инфраструктуры, которые помогают обществу упорядоченно функционировать.
Налоговые органы в сборе этих налогов и обязательных платежей действуют на основании фундаментального принципа: налогоплательщики, резиденты и нерезиденты действуют в соответствии с законом, если встречают уважение и справедливость со стороны налоговых органов и обеспечены необходимой информацией, советами, помощью и услугами, в которых они нуждаются для выполнения своих обязательств.
Хартия налогоплательщика в общих чертах определяет права и обязанности налогоплательщика в рамках налоговой системы. Публикация преследует цель помочь установлению отношений партнерства в обществе — отношений, базирующихся на взаимном доверии и уважении.
Ваши права
Ваше право получать информацию и содействие, выступать с обращениями
Мы будем общаться с вами доброжелательно и с вниманием всегда и будем стараться, как правило:
•помочь вам правильно понимать и выполнять ваши налоговые обязательства;
•объяснять вам причины того или иного решения, сделанного по вашим вопросам;
•рассматривать запросы на возврат налога [в течение… дней] / [так быстро, как это возможно] и в случаях, предусмотренных законом, выплачивать проценты;
•отвечать на письменные запросы [в течение… дней] / [настолько быстро, насколько возможно];
•рассматривать срочные запросы по возможности быстро;
•отвечать на ваш телефонный звонок без ненужной переадресации;
•безотлагательно совершать обратный телефонный звонок;
•свести ваши затраты по исполнению закона к минимуму;
•разрешить возможность присутствия вашего юридического или налогового советника в течение проверки или расследования;
•по окончании проверки или [в течение… дней] / [настолько быстро, насколько возможно] после ее завершения выслать вам имеющие значение протоколы или письменное заключение с указанием причин для выводов заключения;
•предоставить там, где было произведено доначисление налога, детали того, как это доначисление рассчитано.
Ваше право обжалования
Мы будем стараться, чтобы:
•полно объяснить вам ваше право ознакомления, возражения и обращения в более высокие инстанции, если вы не уверены, что хорошо их знаете или нуждаетесь в разъяснении;
•рассмотреть ваше дело вновь, если вы полагаете, что мы неверно оценили факты, неправильно применили закон или не отнеслись к вашему делу с должным вниманием;
•обеспечить повторное рассмотрение во всесторонней, профессиональной и беспристрастной манере лицом, которое не было вовлечено в принятие первоначального решения;
•принять решение по вашим возражениям [в течение… дней] / [настолько быстро, насколько это возможно], если для этого не потребуется больших объемов информации либо дело окажется необычно сложным;
•обосновать отклонение вашего возражения полностью или частично;
•запрашивать дополнительную информацию от вас только о том, что необходимо для разрешения спора.
Ваше право не платить больше, чем законно установленная сумма налога
Мы будем:
•действовать с последовательностью и беспристрастностью во всех официальных отношениях с вами так, чтобы вы заплатили только налог, подлежащий уплате по закону, и чтобы все вычеты, льготы, возмещения и другие права были должным образом реализованы.
Ваше право на определенность
Мы будем стараться:
•обеспечивать вас советом о налоговых последствиях ваших действий;
•сообщать [по крайней мере за… дней] / [как можно раньше] о предстоящем проведении официальной встречи или о запросе документов;
•уведомлять вас о вопросах для официальной встречи и наших требованиях;
•проводить официальные встречи в подходящее время и место и предоставлять вам время для подготовки ваших отчетов и других документов.
Ваше право на защиту частных интересов
Мы будем:
•делать запросы о вас, когда это потребуется, чтобы проверить, что вы выполнили ваши налоговые обязательства;
•искать доступ к информации, лишь имеющей отношение к нашим запросам;
•рассматривать любую информацию, добытую, полученную или имеющуюся у нас как приватную.
Ваше право на конфиденциальность и тайну
Мы будем:
•воздерживаться от использования или обнародования любой личной или финансовой информации о вас, если вы не уполномочили нас на это в письменной форме, или в ситуациях, где это разрешено законом;
•разрешать доступ к вашей информации только тем служащим налоговых органов, которые уполномочены на то законом и нуждаются в персональной или финансовой информации о вас, чтобы работать в рамках наших программ или применять законодательство.
Ваши обязательства
Ваше обязательство вести себя добросовестно
Мы ожидаем от вас:
•предоставления полной и точной информации, когда она потребуется;
•декларирования всего вашего подлежащего обложению дохода в декларации о подоходном налоге;
•требования только вычетов и льгот, на которые вы имеете право;
•ответов на вопросы полно, точно и честно;
•объяснения полной картины ситуации, когда вы запрашиваете налоговое разъяснение или выдачу индивидуального нормативного акта.
Ваше обязательство сотрудничать
Мы ожидаем от вас:
•сотрудничества с налоговыми работниками и доброжелательного, внимательного и уважительного отношения к ним, как и мы стараемся это делать в отношениях с вами.
Ваше обязательство предоставлять точную информацию и документы вовремя
Мы ожидаем от вас:
•представления правильных деклараций и документов в установленные сроки;
•предоставления полной и точной информации к установленным датам;
•внимательной подготовки налоговых деклараций, документов и информации;
•своевременного уведомления нас относительно таких событий, как объединение, открытие бизнеса, изменение адреса, изменение места ведения бизнеса, прекращение бизнеса с требуемыми идентификационными данными налогоплательщика, чтобы мы могли администрировать налоговое законодательство должным образом, эффективно и действенно.
Ваше обязательство вести учет
Мы ожидаем от вас:
•ведения необходимого бухгалтерского и налогового учета, которые позволят вам выполнить ваши налоговые обязательства;
•хранения учетных записей в течение установленного времени;
•проявления внимания в подготовке учетных записей;
•предоставления нам доступа к учетным данным, чтобы мы могли контролировать выполнение ваших налоговых обязательств.
Ваше обязательство заплатить налоги вовремя
Мы ожидаем от вас:
•уплаты должной суммы налогов в положенный срок;
•уплаты полного размера налога в результате его доначисления;
•помощи по установлению взаимоприемлемой договоренности по рассрочке или отсрочке оплаты, если вы не можете заплатить текущую задолженность и испробованы все возможности получения средств, необходимых для уплаты налога;
•удержания и своевременного перечисления удержанных или собранных вами в качестве агента налогов;
•сообщать, насколько это целесообразно с практической точки зрения, об обстоятельствах, выходящих за пределы вашего контроля и затронувших вашу способность платить налоги вовремя с тем, чтобы соответствующие меры могли быть предприняты с целью помощи вам.
Риски несоблюдения ваших обязательств
Если вы не выполняете налоговые обязательства
•Закон может предусмотреть наложение штрафов и/или пеней.
•В случаях существенных нарушений может быть проведено расследование.
© 2005, International Bureau of Fiscal Documentation. — Воспроизведено с разрешения Международного Бюро Фискальной Документации.
* Мнение автора может не совпадать с официальной позицией IBFD.
Ключевые слова: tax control, rights of the taxpayer, Charter of Taxpayers, права налогоплательщика, налоговый контроль, Хартия налогоплательщиков