Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Хартия налогоплательщика улучшает взаимопонимание сторон в налоговых отношениях*

30, Апреля 2005
Р. Р. Вахитов,
эксперт Международного бюро
фискальной документации (IBFD)
 
В предыдущих статьях рассмотрена конфликтная сторона взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Однако взаимоотношения участников налогового процесса должны отличать взаимное доверие, уважение и в некоторой степени сотрудничество. Без внутреннего убеждения налогоплательщика в том, что налоги и отношение к нему налоговых органов честны и справедливы, добровольное законопослушание представляется маловероятным, что влечет в лучшем случае увеличение затрат на администрирование и принудительное взыскание налогов, в худшем — их непоступление в казну

С тем, чтобы выразить свое отношение к налогоплательщикам, налоговые органы ряда стран создают так называемые хартии налогоплательщика — документы, в которых в краткой форме перечисляются основные права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. С одной стороны, таким образом фиксируется намерение налоговых органов действовать согласно установленным принципам, с другой — такой документ выполняет, помимо организационной, функцию информирования налогоплательщика о его основных правах и в какой-то степени выполняет роль социальной рекламы.

Наибольшее распространение хартии налогоплательщиков получили в странах общего права — в Великобритании, США, Австралии, Канаде. Некоторые такие хартии по существу являются декларациями и умещаются на одной странице (ЮАР, Гонконг).

Можно выделить некоторые черты, общие для таких хартий.

Основные права налогоплательщика:

•право на информацию, на содействие налоговых органов и на выражение своего мнения;

•право обжалования;

•право платить налог не больше положенного;

•право на определенность;

•право на неприкосновенность частной сферы;

•право на конфиденциальность и тайну предоставленной информации.

Очевидно, что основным правам соответствуют и основные обязанности. Среди них перечислены:

•обязанность честного поведения;

•обязанность сотрудничества с налоговыми органами;

•обязанность своевременно предоставлять точную информацию и документы;

•обязанность ведения необходимой документации;

•обязанность своевременной уплаты налогов.

Такие хартии представляются чем-то наподобие закона об отношениях налоговых органов с налогоплательщиками, содержащего как декларативные нормы, так и основные принципы, на которых основываются эти отношения.

 

В августе 2003 года ОЭСР [ сноска 2 ] (Организация экономического сотрудничества и развития) выпустила рекомендации по составлению хартии налогоплательщика, включающие в том числе и ее примерный текст. Поскольку перевод на русский язык этого материала еще не опубликован, вниманию читателей предлагается его неофициальный перевод.

Хартия налогоплательщиков

Введение

Налоговые законы общества требуют, чтобы налоги и другие обязательные платежи уплачивались для финансирования правительственных программ и поддержания общественных благ — образования, достойного уровня жизни, здравоохранения, обороны, правоприменения, транспортной инфраструктуры, которые помогают обществу упорядоченно функционировать.

Налоговые органы в сборе этих налогов и обязательных платежей действуют на основании фундаментального принципа: налогоплательщики, резиденты и нерезиденты действуют в соответствии с законом, если встречают уважение и справедливость со стороны налоговых органов и обеспечены необходимой информацией, советами, помощью и услугами, в которых они нуждаются для выполнения своих обязательств.

Хартия налогоплательщика в общих чертах определяет права и обязанности налогоплательщика в рамках налоговой системы. Публикация преследует цель помочь установлению отношений партнерства в обществе — отношений, базирующихся на взаимном доверии и уважении.

Ваши права

Ваше право получать информацию и содействие, выступать с обращениями

Мы будем общаться с вами доброжелательно и с вниманием всегда и будем стараться, как правило:

•помочь вам правильно понимать и выполнять ваши налоговые обязательства;

•объяснять вам причины того или иного решения, сделанного по вашим вопросам;

•рассматривать запросы на возврат налога [в течение… дней] / [так быстро, как это возможно] и в случаях, предусмотренных законом, выплачивать проценты;

•отвечать на письменные запросы [в течение… дней] / [настолько быстро, насколько возможно];

•рассматривать срочные запросы по возможности быстро;

•отвечать на ваш телефонный звонок без ненужной переадресации;

•безотлагательно совершать обратный телефонный звонок;

•свести ваши затраты по исполнению закона к минимуму;

•разрешить возможность присутствия вашего юридического или налогового советника в течение проверки или расследования;

•по окончании проверки или [в течение… дней] / [настолько быстро, насколько возможно] после ее завершения выслать вам имеющие значение протоколы или письменное заключение с указанием причин для выводов заключения;

•предоставить там, где было произведено доначисление налога, детали того, как это доначисление рассчитано.

 

Ваше право обжалования

Мы будем стараться, чтобы:

•полно объяснить вам ваше право ознакомления, возражения и обращения в более высокие инстанции, если вы не уверены, что хорошо их знаете или нуждаетесь в разъяснении;

•рассмотреть ваше дело вновь, если вы полагаете, что мы неверно оценили факты, неправильно применили закон или не отнеслись к вашему делу с должным вниманием;

•обеспечить повторное рассмотрение во всесторонней, профессиональной и беспристрастной манере лицом, которое не было вовлечено в принятие первоначального решения;

•принять решение по вашим возражениям [в течение… дней] / [настолько быстро, насколько это возможно], если для этого не потребуется больших объемов информации либо дело окажется необычно сложным;

•обосновать отклонение вашего возражения полностью или частично;

•запрашивать дополнительную информацию от вас только о том, что необходимо для разрешения спора.

 

Ваше право не платить больше, чем законно установленная сумма налога

Мы будем:

•действовать с последовательностью и беспристрастностью во всех официальных отношениях с вами так, чтобы вы заплатили только налог, подлежащий уплате по закону, и чтобы все вычеты, льготы, возмещения и другие права были должным образом реализованы.

 

Ваше право на определенность

Мы будем стараться:

•обеспечивать вас советом о налоговых последствиях ваших действий;

•сообщать [по крайней мере за… дней] / [как можно раньше] о предстоящем проведении официальной встречи или о запросе документов;

•уведомлять вас о вопросах для официальной встречи и наших требованиях;

•проводить официальные встречи в подходящее время и место и предоставлять вам время для подготовки ваших отчетов и других документов.

 

Ваше право на защиту частных интересов

Мы будем:

•делать запросы о вас, когда это потребуется, чтобы проверить, что вы выполнили ваши налоговые обязательства;

•искать доступ к информации, лишь имеющей отношение к нашим запросам;

•рассматривать любую информацию, добытую, полученную или имеющуюся у нас как приватную.

 

Ваше право на конфиденциальность и тайну

Мы будем:

•воздерживаться от использования или обнародования любой личной или финансовой информации о вас, если вы не уполномочили нас на это в письменной форме, или в ситуациях, где это разрешено законом;

•разрешать доступ к вашей информации только тем служащим налоговых органов, которые уполномочены на то законом и нуждаются в персональной или финансовой информации о вас, чтобы работать в рамках наших программ или применять законодательство.

Ваши обязательства

Ваше обязательство вести себя добросовестно

Мы ожидаем от вас:

•предоставления полной и точной информации, когда она потребуется;

•декларирования всего вашего подлежащего обложению дохода в декларации о подоходном налоге;

•требования только вычетов и льгот, на которые вы имеете право;

•ответов на вопросы полно, точно и честно;

•объяснения полной картины ситуации, когда вы запрашиваете налоговое разъяснение или выдачу индивидуального нормативного акта.

 

Ваше обязательство сотрудничать

Мы ожидаем от вас:

•сотрудничества с налоговыми работниками и доброжелательного, внимательного и уважительного отношения к ним, как и мы стараемся это делать в отношениях с вами.

 

Ваше обязательство предоставлять точную информацию и документы вовремя

Мы ожидаем от вас:

•представления правильных деклараций и документов в установленные сроки;

•предоставления полной и точной информации к установленным датам;

•внимательной подготовки налоговых деклараций, документов и информации;

•своевременного уведомления нас относительно таких событий, как объединение, открытие бизнеса, изменение адреса, изменение места ведения бизнеса, прекращение бизнеса с требуемыми идентификационными данными налогоплательщика, чтобы мы могли администрировать налоговое законодательство должным образом, эффективно и действенно.

 

Ваше обязательство вести учет

Мы ожидаем от вас:

•ведения необходимого бухгалтерского и налогового учета, которые позволят вам выполнить ваши налоговые обязательства;

•хранения учетных записей в течение установленного времени;

•проявления внимания в подготовке учетных записей;

•предоставления нам доступа к учетным данным, чтобы мы могли контролировать выполнение ваших налоговых обязательств.

 

Ваше обязательство заплатить налоги вовремя

Мы ожидаем от вас:

•уплаты должной суммы налогов в положенный срок;

•уплаты полного размера налога в результате его доначисления;

•помощи по установлению взаимоприемлемой договоренности по рассрочке или отсрочке оплаты, если вы не можете заплатить текущую задолженность и испробованы все возможности получения средств, необходимых для уплаты налога;

•удержания и своевременного перечисления удержанных или собранных вами в качестве агента налогов;

•сообщать, насколько это целесообразно с практической точки зрения, об обстоятельствах, выходящих за пределы вашего контроля и затронувших вашу способность платить налоги вовремя с тем, чтобы соответствующие меры могли быть предприняты с целью помощи вам.

Риски несоблюдения ваших обязательств

Если вы не выполняете налоговые обязательства

•Закон может предусмотреть наложение штрафов и/или пеней.

•В случаях существенных нарушений может быть проведено расследование.

 

© 2005, International Bureau of Fiscal Documentation. — Воспроизведено с разрешения Международного Бюро Фискальной Документации. 

 

[ сноска 1 ] См.: Налоговед, 2005, № 1, 2 и 3.
 
[ сноска 2 ] Taxpayers’ Rights and Obligations — Practice Note Prepared by the OECD Committee of Fiscal Affairs Forum on Tax Administration. Доступно по адресу: http://www.oecd.org/dataoecd /24/52/17851176.pdf (по состоянию на 1 марта 2005 года). 

* Мнение автора может не совпадать с официальной позицией IBFD.

Ключевые слова: tax control, rights of the taxpayer, Charter of Taxpayers, права налогоплательщика, налоговый контроль, Хартия налогоплательщиков