Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

В налоговой сфере

30, Апреля 2005

Минэкономразвития России намерено предоставить такую возможность инновационным компаниям, работающим в особых экономических зонах. Будущие налоговые послабления Минэкономразвития России изложило в среднесрочной программе социально-экономического развития, представленной Правительству РФ.

Ведомости. 2005. № 21. С. А3.

 

Налоговые проверки перестанут быть инструментом изъятия денег из компаний. Налоговые органы должны будут обсуждать денежные претензии с руководством, а налогоплательщики смогут обжаловать их действия, обратившись к специальным налоговым контролерам. Эти предложения одобрил Президент РФ.

Ведомости. 2005. № 22. С. А1.

 

Руководитель Федеральной налоговой службы РФ подписал приказ о распределении обязанностей между руководителем Службы и восемью его заместителями по выполнению возложенных на ФНС России функций и координации работы структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, предприятий, организаций и учреждений, находящихся в ведении ФНС России. Согласно приказу руководитель Службы будет контролировать деятельность управлений: урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства; контроля налоговых органов; безопасности, а также управления делами и управления государственной службы и кадров.

Коммерсантъ. 2005. № 24. С. 15.

 

Т. Травкина назначена руководителем территориальной инспекции страхового надзора по Центральному федеральному округу. Соответствующий приказ подписан министром финансов.

Коммерсантъ. 2005. № 2. С. 15.

 

Министр финансов объявил, что сроки проведения налоговых проверок будут существенно ужесточены. В налоговых инспекциях появятся специальные подразделения, которые займутся разбором жалоб налогоплательщиков. В них будут работать квалифицированные высокооплачиваемые сотрудники. Эти меры будут отражены в новых нормативных актах.

Российская газета. 2005. № 26. C. 9.

 

Председатель Правительства РФ обнародовал статистику, в соответствии с которой налогоплательщики вносят в бюджет лишь 65—70% того, что должны по закону.

Ведомости. 2005. № 23. С. А1.

 

Минэкономразвития России выступает за отмену льготной ставки НДС. Об этом заявил директор департамента стратегии министерства, подчеркнув, что ставка налога должна быть единой.

Коммерсантъ. 2005. № 23. С. 14.

 

Война с трансфертными ценами отложена по указанию Президента РФ. Минфин России планировал предоставить налоговым органам возможность доначислять налоги по сделкам внутри холдингов исходя из рыночных цен. Президент РФ считает, что расширять полномочия налоговиков преждевременно. За использование трансфертных цен налоговики в разные годы предъявляли претензии банкам, табачным компаниям и металлургическим холдингам, в некоторых случаях — на миллиарды рублей. До сих пор перевес в этой борьбе был на стороне налогоплательщиков.

Ведомости. 2005. № 24. С. А3.

 

До 2005 года в российско-белорусской торговле действовал принцип уплаты НДС по стране происхождения: если товар производила Россия, а импортером была Белоруссия, то налог платил российский продавец, и наоборот. С 1 января 2005 года вступило в силу российско-белорусское соглашение о взимании НДС по стране назначения. Белорусские бизнесмены требуют вернуть действовавший до 2005 года порядок уплаты НДС.

Ведомости. 2005. № 24. С. А3.

 

Российские нефтяные компании попали под пристальное внимание налоговых органов. Многие из них получили миллиардные претензии в связи с минимизацией налогов в 2001 году. Представители ФНС России отрицают, что эти компании стали жертвами специальных действий по доначислению налогов.

Ведомости. 2005. № 26. С. А3.

 

ФНС России собрала в федеральный бюджет в январе 2005 года в два раза больше, чем год назад, — 316,4 млрд. руб. В два раза эта сумма превышает и задание, установленное на январь 2005 года налоговикам, — 151,5 млрд. руб. В целом годовое задание, установленное для ФНС России в соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2005 год» в размере 1,8 трлн. руб., по итогам первого месяца года выполнено на 17%.

Коммерсантъ. 2005. № 28. C. 14.

 

Минфин России сообщил, что отказывается от введения электронных реестров счетов-фактур при уплате НДС. С помощью этой нигде в мире не применяющейся технологии был расчет на выявление лжеэкспорта и мошенничества с возвратом НДС. Однако, как и в случае со спецсчетами, от этого проекта решено отказаться еще на стадии его разработки.

Коммерсантъ. 2005. № 28. С. 14.

 

Налоговые органы опередили Правительство РФ, которое еще только собирается заставить продавцов ценных бумаг платить подоходный налог. Письмо ФНС России предписывает взимать в этих случаях налог в полной сумме, не дожидаясь принятия правительственных поправок в НК РФ.

Ведомости. 2005. № 31. C. А3.

 

«РосБизнесКонсалтинг» составил рейтинг налоговой нагрузки, возложенной государствами на плечи рядовых налогоплательщиков. Согласно рейтингу одной из самых обременительных в плане налогообложения стран является Венгрия — уровень НДС там составляет 25%. А одни из самых низких показателей наблюдаются в Японии и Австралии. В этих странах с налогоплательщиков взимается лишь около 24,2 и 23,1% заработной платы.

Российская бизнес-газета. 2005. № 5. С. 5.

 

Минфин России намерен обязать все компании уплачивать НДС непосредственно при продаже товара, не дожидаясь получения его оплаты.

Ведомости. 2005. № 28. С. А3.

 

Минэкономразвития России удалось преодолеть сопротивление отраслевых министров, которые несколько лет возражали против создания особых экономических зон. В соответствии с предложениями Минэкономразвития России у резидентов экономических зон не будет льгот по налогу на прибыль, ставка ЕСН для некоторых из них составит 14% вместо 26%, а налог на имущество они смогут не платить. Все преференции коснутся только новых производств.

Ведомости. 2005. № 29. С. А3.

 

Министр природных ресурсов высказался за дифференциацию НДПИ по степени истощенности месторождения и стадии его освоения. Реализовать такой подход в короткие сроки невозможно: только на согласование новой методики расчета НДПИ, исключающей зависимость между ставкой налога и мировыми ценами на нефть, Минфин России потратил около года.

Коммерсантъ. 2005. № 26. С. 14.

 

Депутаты Госдумы переписали в пользу компаний правительственные поправки по налогу на прибыль: холдинги, заемщики и держатели внутренних валютных облигаций по-прежнему смогут экономить на выплатах.

Ведомости. 2005. № 29. C. А3.

 

В последнее время суды и фискальные органы все активнее используют статью 169 ГК РФ, предусматривающую конфискацию по сделке, признанной ничтожной вследствие ее «антисоциальности и антинравственности». Особенно опасной, как признали ведущие специалисты в области налогового права, эту статью делает срок давности привлечения к ответственности — десять лет.

Время новостей. 2005. № 29.

 

На прошедшем в Совете Федерации круглом столе обсуждены преимущества и недостатки действующей с 1 января 2003 года системы взимания акцизов на нефтепродукты, предусматривающей уплату акциза на стадии оптовой и розничной торговли топливом. Участники заседания сошлись во мнении, что систему нужно отменить и восстановить прежний порядок обложения акцизами нефтеперерабатывающих заводов.

Коммерсантъ. 2005. № 36. С. 14.

 

Председатель Правительства РФ не согласен с предложениями Минэкономразвития России и Минфина России по налоговой реформе и приоритетам экономического развития. Программа действий Правительства РФ на ближайшие четыре месяца по снижению НДС до 13%, увеличению уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, государственным гарантиям экспорта промышленной продукции и созданию специального фонда инновационных проектов будет изменена.

Ведомости. 2005. № 33. С. А3.

 

Заместитель руководителя аппарата Правительства РФ предложил Председателю Правительства РФ с 2006 года снизить НДС до 13%. Высвободившиеся средства бизнес сможет инвестировать в производство, и это ускорит рост экономики на 0,5—0,8% в год. Деньги, которые бюджет потеряет из-за снижения НДС, предложено взять в стабилизационном фонде.

Ведомости. 2005. № 28. С. А1.

 

Правительство РФ выбирает сценарий налоговой реформы на 2006 год. Предлагается снижение НДС или ЕСН или налоговое стимулирование инвестиций и экономического роста. Правительство РФ поручило ФНС России и другим ведомствам, отвечающим за пополнение казны, представить предложения о мерах по обеспечению дополнительных доходов бюджета.

Коммерсант. 2005. № 34/П. С. 16.

 

Ради снижения НДС решено пожертвовать стабилизационным фондом. Такое заявление сделало Правительство РФ в ответ на утверждение Минфина России о невозможности снижения налогов.

Ведомости. 2005. № 36. С. А1.

 

В планируемом федеральном бюджете на 2006 год не хватает 500 млрд. руб. По оценке Минфина России, снижение ставки НДС до 13% приведет к уменьшению доходов еще на 362,5 млрд. руб.

Ведомости. 2005. № 35. С. А1.

 

Ведомства и предприниматели в разных отраслях предлагают взаимоисключающие налоговые идеи. Сходятся предложения только в одном — в необходимости ограничить налоговые проверки и упростить администрирование НДС. Эти предложения будут представлены в Правительство РФ.

Ведомости. 2005. № 36. С. А3.

 

Московское управление ФНС России обнародовало первые результаты пилотного проекта по созданию базы данных о схемах, используемых налогоплательщиками для уклонения от уплаты налогов. Основные усилия налоговиков сосредоточены на незаконных способах возмещения НДС.

Коммерсантъ. 2005. № 35. С. 14.

 

Правительство РФ готово рассмотреть вопрос о введении налоговых льгот для граждан при долгосрочном страховании жизни. Взамен Правительство РФ потребует от страховщиков отказаться от действующих схем, которые приносят им практически все сборы по страхованию жизни.

Коммерсантъ. 2005. № 36. C. 13.