Нужна стратегия развития налогового администрирования
член Президиума Российской
канд. юрид. наук
В феврале нынешнего года на самом высоком уровне получила признание идея четкого ограничения сроков налоговых проверок, более детального и строгого регулирования контрольных полномочий налоговых инспекций.
Диаметральные изменения позиции за столь короткий период — свидетельство отсутствия стратегии развития налогового администрирования, целостного представления о задачах, принципах, методах и формах налогового контроля.
Не ликвидировав этот пробел, мы и в дальнейшем будем сталкиваться с тем, что законодательное развитие пойдет «экспериментальным» путем, пагубным для экономики и правовой среды. Стоит обратить внимание на практику многих стран, где ключевые принципы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов объединены в декларации (хартии) прав налогоплательщиков. Любые толкования норм законодательства допустимы при условии их соответствия этим принципам.
Идея о необходимости принятия Декларации прав российского налогоплательщика в качестве основополагающего правового документа начинает получать признание у юристов, занимающихся конституционным и налоговым правом. Идет сбор и изучение материалов о зарубежных аналогах, их правовом значении, практике применения.
Одним из доводов в пользу принятия такого документа служит позиция, что Декларация поспособствует ликвидации «конституционных слабостей» в налоговой сфере. Конституция РФ крайне немногословна в отношении принципов налогообложения. Налоговому кодексу РФ не удалось как-то значительно улучшить ситуацию в этом отношении. Статья 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» не полностью охватывает проблематику, да и на практике применяется нечасто и по-разному.
В результате законодательство развивается непоследовательно, правоприменители не имеют четких ориентиров и ограничений, растет число нарушений прав налогоплательщиков, что наглядно демонстрирует судебно-арбитражная статистика. За последние пять лет рост числа обращений налогоплательщиков в суды с исками об оспаривании решений налоговых органов составил почти 400%, показатель удовлетворения этих исков вырос с 60 до 74%.
Законодательство о налоговом администрировании нуждается в реформе на основе общих конституционных принципов. Пока же речь идет лишь об исправлении наиболее очевидных недостатков, приводящих к одиозным нарушениям прав налогоплательщиков. Создание Декларации прав налогоплательщиков можно рассматривать и как этап подготовки реформы налогового администрирования.
В поддержку этого начинания помещаем в журнале статью Р. Р. Вахитова «Хартия налогоплательщика улучшает взаимопонимание сторон в налоговых отношениях» (см. с. 63), а также текст Канадской декларации прав налогоплательщиков (см. с. 71). Приглашаем наших читателей к дискуссии о принятии Декларации прав российского налогоплательщика. Необходимо обсудить вопросы о необходимости такого документа, о его правовом статусе, содержании, механизмах применения, гарантиях соблюдения и др.
член Президиума Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Ключевые слова: права налогоплательщика, налоговый контроль, срок, налоговая проверка, Конституционный Суд, налоговая реформа, deadline, rights of the taxpayer, tax audit, tax control, tax reform