Новый порядок учета организаций и физических лиц в налоговых органах — новые правовые пробелы и коллизии НК РФ
Изменилась не только процедура постановки на учет в налоговых органах организаций и физических лиц, урегулированная статьями 83 и 84 НК РФ, но и скорректированы определения ряда понятий, содержащихся в статье 11 НК РФ и тесно связанных с процедурой учета. Некоторые особенности новой процедуры организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц разъяснены в письме МНС России от 29.12.2003 [ сноска 2 ] .
В пункте 2 статьи 11 НК РФ изменены определения понятий «индивидуальный предприниматель», «свидетельство о постановке на учет в налоговом органе» и «место жительства физического лица» (см. табл. 1). Текст статьи дополнен определением понятия «уведомление о постановке на учет в налоговом органе». Специфическое определение понятия «место нахождения российской организации» из текста статьи исключено.
Таблица 1. Особенности применения некоторых понятий в их специфических определениях, установленных для целей НК РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ)
Понятие |
Специфическое значение понятия |
|
прежнее регулирование |
новое регулирование |
|
1 |
2 |
3 |
Индивидуальный предприниматель |
Физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, частный охранник, частный детектив |
Физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе |
Документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков |
Документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица |
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе |
В тексте НК РФ определение отсутствовало |
Документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе |
Место нахождения российской организации |
Место государственной регистрации организации |
В тексте НК РФ определение отсутствует. Применяется пункт 2 статьи 54 ГК РФ |
Место жительства физического лица |
Место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает |
Адрес (наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Обязанность налоговых органов вести учет налогоплательщиков, установленная в подпункте 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ, дополнительно воспроизведена и в пункте 10 статьи 83 НК РФ.
Нормативные предписания НК РФ предполагают возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.
Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах. Инициативная постановка на учет может быть проведена до подачи заявления налогоплательщиком.
Ранее инициативная постановка на учет была предусмотрена только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Для остальных категорий налогоплательщиков данная процедура учета имела рекомендательный характер. В настоящее время инициативная постановка на учет в налоговом органе должна проводиться в отношении большинства категорий налогоплательщиков.
Расширяя круг лиц, подлежащих инициативной постановке на учет, законодатель не предусмотрел соответствующей корректировки пункта 8 статьи 83 НК РФ, в котором установлена обязанность налогового органа немедленно информировать налогоплательщика о его постановке на учет по окончании этой процедуры. До сих пор на основании пункта 8 статьи 83 НК РФ выполнение налоговыми органами этой обязанности предусмотрено только при постановке на учет физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя.
Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа соответствующего письменного заявления.
Ранее заявительная процедура была предусмотрена НК РФ для всех категорий налогоплательщиков, за исключением физических лиц. В настоящее время заявительная процедура сохранена в НК РФ только для обособленного подразделения организации.
Нормативные предписания пункта 1 статьи 83 содержат перечень мест, в которых налогоплательщики подлежат постановке на учет органами налоговой администрации. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту:
•нахождения организации;
•нахождения ее обособленных подразделений;
•нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению;
•жительства физического лица.
Этой нормой предусмотрена возможность постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе и по иным, предусмотренным НК РФ основаниям.
Документом, подтверждающим факт постановки на учет в налоговом органе, служит соответствующее свидетельство. При сравнении (см. табл. 1) нового и прежнего определений понятия «свидетельство о постановке на учет в налоговом органе» (абз. 13 п. 2 ст. 11 НК РФ) может показаться, что внесенные в текст нормы изменения преследовали лишь цель конкретизировать содержание понятия. Прежде понятие определялось законодателем как некий документ, выданный налоговым органом лицу, зарегистрированному в качестве налогоплательщика. В новом определении законодатель дополнительно устанавливает момент, в который свидетельство должно быть выдано («при постановке на учет в налоговом органе»), а также место его выдачи («по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица»).
Именно с последней частью формулировки и возникает правовая коллизия.
Скорректированная версия определения понятия «свидетельство о постановке на учет в налоговом органе» вступила в противоречие с существующим порядком постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах, регламентированным пунктом 1 статьи 83 НК РФ. Согласно тексту этой нормы в целях проведения налогового контроля налогоплательщики должны вставать на учет в налоговых органах не только по месту своего нахождения или проживания, но и по месту нахождения обособленных подразделений организации, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Ранее обособленное подразделение организации могло получить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту своего фактического нахождения. Теперь же, на основании скорректированного определения, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть выдано только в налоговом органе, где поставлена на учет головная организация.
На основании абзаца 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ организация подлежит также постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве:
•собственности;
•хозяйственного ведения;
•оперативного управления.
При этом, как следует из этой правовой нормы, постановке на учет подлежит не имущество, а сама организация-налогоплательщик по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств [ сноска 3 ] .
Местом нахождения имущества в абзаце 3 пункта 5 статьи 83 НК РФ признается:
•для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;
•для иных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
•для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.
Нормативным предписанием пункта 9 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Помимо указанных предписаний в рассматриваемой статье законодатель разъясняет особенности постановки на учет в налоговом органе отдельных категорий налогоплательщиков. Эти особенности представлены в табл. 2.
В соответствии с новыми правилами постановка на учет организации (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе по месту нахождения (месту жительства) проводится на основании сведений, внесенных соответственно:
•в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
•в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
В абзаце 2 пункта 6 статьи 83 и абзаце 3 пункта 1 статьи 84 НК РФ законодателем допущена неточность. В этих нормах говорится о процедуре постановки на учет в налоговом органе лиц, обладающих статусом адвоката. С января 2004 года адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, отнесены в пункте 2 статьи 11 НК РФ к категории индивидуальных предпринимателей. Это означает, что они обязаны встать на учет в налоговых органах. Однако определяя особенности постановки данной категории налогоплательщиков на учет в налоговых органах, законодатель вместо понятия «адвокат, учредивший адвокатский кабинет» распространяет действие нормы абзаца 2 пункта 6 статьи 83, а вместе с ней и абзаца 3 пункта 1 статьи 84 НК РФ на всех адвокатов без каких-либо исключений. Тем самым законодатель необоснованно расширил круг лиц, обязанных вставать на учет в налоговых органах.
Следует отметить, что за исключением адвокатского кабинета, все остальные организационные формы адвокатской деятельности (коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация) [ сноска 4 ] имеют статус юридического лица и подлежат постановке на учет в налоговых органах в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
Упоминание о частных охранниках и частных детективах в тексте определения понятия «индивидуальный предприниматель» (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ) теперь исключено. Частные детективы, будучи индивидуальными предпринимателями, учитываются в составе данной категории налогоплательщиков в порядке, установленном для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Частные охранники рассматриваются в налоговых отношениях как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В статье 84 НК РФ законодатель продолжает начатую в предыдущей статье правовую характеристику специфических черт постановки на учет в налоговых органах отдельных категорий налогоплательщиков.
Следует обратить внимание, что в действующей редакции абзаца 2 пункта 2 статьи 84 НК РФ слова «вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя» не согласуются с содержащимся в пункте 2 статьи 11 НК РФ понятием «свидетельства о постановке на учет в налоговом органе», согласно которому основанием выдачи свидетельства является место нахождения организации (которое может меняться в период деятельности юридического лица), а не ее первичная регистрация в качестве юридического лица.
За исключением случаев, когда процедура постановки на учет проводится в порядке, установленном Правительством РФ (см. табл. 2), налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 83 НК РФ обязан ставить налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня представления им всех необходимых документов.
Таблица 2. Особенности постановки на учет в налоговом органе
Категория налогоплательщика |
Место постановки на учет в налоговом органе |
Основание для постановки на учет |
Порядок постановки на учет |
Порядок изменения данных |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем |
По месту жительства физического лица |
Сведения, сообщаемые органами, указанными в статье 85 НК РФ (п. 7 ст. 83 НК РФ) |
Установлен МНС России (абз. 2 п. 1 ст. 84 НК РФ). Факт постановки на учет подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе по форме, разработанной МНС России (абзацы 1 и 3 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
Изменения в сведениях подлежат учету налоговым органом по месту жительства налогоплательщика на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ, в порядке, установленном МНС России (абз. 2 п. 3 ст. 84 НК РФ) |
Налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет (п. 8 ст. 83 НК РФ) |
По месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (абз. 1 п. 1 ст. 83 НК РФ) |
Сведения, сообщаемые органами, указанными в статье 85 НК РФ (абз. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ) |
|
|
|
|
Индивидуальный предприниматель |
По месту жительства физического лица |
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 83 НК РФ) |
Установлен Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Факт постановки на учет подтверждается свидетельством и уведомлением о постановке на учет по формам, разработанным МНС России (абзацы 1—3 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
Изменения в сведениях подлежат учету налоговым органом по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 1 п. 3 ст. 84 НК РФ) |
Постановка на учет проводится вне зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налога (п. 2 ст. 83 НК РФ) |
По месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств (абз. 1 п.1 ст. 83 НК РФ) |
На основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ (абз. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ) |
В порядке, установленном МНС России (абз. 2 п. 1 ст. 84 НК РФ). Факт постановки на учет подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе по форме, разработанной МНС России (абзацы 1 и 3 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
|
|
|
Адвокат (см. комментарий к абз. 2 п. 6 ст. 83 НК РФ) |
По месту его жительства |
Сведения, сообщаемые советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 НК РФ (абз. 2 п. 6 ст. 83 НК РФ) |
В порядке, установленном МНС России (абз. 2 п. 1 ст. 84 НК РФ). Факт постановки на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и уведомлением о постановке на учет в налоговом органе по формам, разработанным МНС России* (абзацы 1—3 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
Изменения в сведениях подлежат учету налоговым органом по месту жительства налогоплательщиков указанных категорий на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ, в порядке, установленном МНС России (абз. 2 п. 3 ст. 84 НК РФ) |
В НК РФ не говорится о необходимости постановки на учет указанных категорий налогоплательщиков по месту нахождения принадлежащего им имущества. По нашему мнению, такой подход означает, что при наличии у них имущества, подлежащего налогообложению, они должны поставить его на учет, выступая в качестве налогоплательщика, имеющего статус физического лица |
Частный нотариус |
По месту жительства |
Сведения, сообщаемые органами, указанными в статье 85 НК РФ (абз. 1 п. 6 ст. 83 НК РФ) |
|||
Организация, не имеющая обособленных подразделений |
По месту нахождения организации |
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ) |
Установлен Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Факт постановки на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме, разработанной МНС России (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
Изменения в сведениях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 1 п. 3 ст. 84 НК РФ) |
Постановка на учет производится вне зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 НК РФ) |
По месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (абз. 1 п. 1 ст. 83 НК РФ) |
На основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ (абз. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ) |
В порядке, установленном МНС России (абз. 2 п. 1 ст. 84 НК РФ).Факт постановки на учет подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе по форме, разработанной МНС России (абзацы 1 и 3 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
|
|
|
Организация — налоговый агент, не учтенный в качестве налогоплательщика |
По месту нахождения организации (п. 10 ст. 84 НК РФ) |
На основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 и п. 10 ст. 84 НК РФ) |
Установлен Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Факт постановки на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме, разработанной МНС России (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
Изменения в сведениях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 1 п. 3 ст. 84 НК РФ) |
|
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации |
По месту нахождения организации |
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ) |
Установлен Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Факт постановки на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме, разработанной МНС России (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
Изменения в сведениях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 1 п. 3 ст. 84 НК РФ) |
Организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: •свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения; •документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии) (п. 1 ст. 84 НК РФ) |
По месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению |
Сведения, сообщаемые органами, указанными в статье 85 НК РФ (абз. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ) |
В порядке, установленном МНС России (абз. 2 п. 1 ст. 84 НК РФ). Факт постановки на учет подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе по форме, разработанной МНС России (абзацы 1 и 3 п. 2 ст. 84 НК РФ) |
|
|
|
По месту нахождения каждого обособленного подразделения (абзацы 1 и 2 п. 1 ст. 83 НК РФ) |
Заявление о постановке на учет по форме, установленной МНС России (форма 12-1-3), поданное в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 3 ст. 83 и п. 1 ст. 84 НК РФ) |
|
|
|
|
Крупнейшие налогоплательщики |
Особенности постановки на учет определяются МНС России (абз. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ) |
В настоящее время действует приказ МНС России от 31.08.2001 № БГ-3-09/319 |
|||
Иностранные организации |
Особенности постановки на учет определяются МНС России (абз. 4 п. 1 ст. 83 и абз. 4 п. 1 ст. 84 НК РФ) |
В настоящее время данный вопрос урегулирован приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 |
|||
Налогоплательщики, ведущие деятельность в рамках выполнения соглашений о разделе продукции |
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ (абз. 5 п. 1 ст. 83 НК РФ) |
Указанные особенности регламентированы в статье 346.41 главы 26.4 НК РФ |
* Адвокату, избравшему форму адвокатского образования, отличную от адвокатского кабинета и не отнесенную нормами Кодекса к индивидуальному предпринимателю, налоговый орган направляет почтовой связью только уведомление. См.: письмо МНС России от 29.12.2003 № ММ-6-09/1384 (не опубликовано).
При постановке на учет физических лиц в состав сведений на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 84 НК РФ включаются также их персональные данные:
•фамилия, имя, отчество;
•дата и место рождения;
•место жительства;
•данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
•данные о гражданстве.
По общему правилу свидетельства и уведомления о постановке на налоговый учет вручаются лично налогоплательщику либо его представителю.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 84 НК РФ можно сделать вывод, что налоговые органы имеют право направить эти документы почтовой связью только в случаях, когда ими проведена постановка на учет:
•по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
•частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства.
Постановка на учет и снятие с учета должны проводиться бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ). Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 9 ст. 84 НК РФ). При постановке на учет в налоговом органе любым физическим лицам и организациям присваивается идентификационный номер налогоплательщика.
Нормы пунктов 4 и 5 статьи 84 НК РФ определяют порядок снятия налогоплательщика с учета в налоговом органе. Основанием для снятия налогоплательщика с учета Кодекс называет:
•изменение налогоплательщиком места его нахождения или жительства;
•ликвидацию организации-налогоплательщика;
•реорганизацию организации-налогоплательщика;
•прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
•принятие организацией решения о прекращении деятельности через обособленное подразделение;
•прекращение полномочий частного нотариуса;
•прекращение статуса адвоката.
Однако порядок снятия с учета недвижимого имущества, транспортных средств не определен. Не предусмотрено также такое основание для снятия с учета, как смерть физического лица. Если в отношении лиц, признаваемых для целей НК РФ индивидуальными предпринимателями, смерть может расцениваться как прекращение ими деятельности, то в случае смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, налоговые органы не смогут снять его с учета по такому основанию.
В целом современная редакция пункта 4 статьи 84 НК РФ с точки зрения лексики изложена законодателем крайне неудачно. Норма абзаца 1 этой статьи логически не согласована с остальными предписаниями, что существенно затрудняет их комплексное восприятие. По нашему мнению, правовая конструкция пункта 4 статьи 84 НК РФ подлежит логической корректировке и доработке.
Еще одним недостатком статьи 84 НК РФ следует считать отсутствие указания в абзаце 2 пункта 4 предельного срока снятия налоговым органом с учета организации или индивидуального предпринимателя. Особенности снятия с учета в налоговом органе налогоплательщиков отдельных категорий представлены в табл. 3.
Таблица 3. Особенности снятия с учета в налоговом органе налогоплательщиков отдельных категорий
Категория налогоплательщика |
Основания и порядок снятия с учета |
|
при смене места нахождения или жительства |
при ликвидации, реорганизации, прекращении деятельности |
|
1 |
2 |
3 |
Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем |
Сведения о факте регистрации, полученные от органов, ведущих регистрацию физических лиц по месту жительства. В течение пяти дней со дня получения сведений в порядке, установленном МНС России (абз. 4 п. 4 ст. 84 НК РФ) |
Процедура в НК РФ не предусмотрена. Налоговые органы формально лишены права снятия с учета физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в случае его смерти |
Индивидуальный предприниматель |
Cведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 2 п. 4 и абз. 1 п. 5 ст. 84 НК РФ) |
|
Частный нотариус |
Сведения о факте регистрации, полученные от органов, ведущих регистрацию физических лиц по месту жительства. В течение пяти дней со дня получения сведений в порядке, установленном МНС России (абз. 3 п. 4 ст. 84 НК РФ) |
Сведения о прекращении полномочий (правового статуса), сообщаемые органами, указанными в статье 85 НК РФ, в порядке, установленном МНС России (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ) |
Адвокат (см. комментарий к абз. 2 п. 6 ст. 83 НК РФ) |
||
Организация, не имеющая обособленных подразделений |
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 2 п. 4 и абз. 1 п. 5 ст. 84 НК РФ) |
|
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации |
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 2 п. 4 ст. 84 НК РФ) |
По заявлению налогоплательщика (форма № 12-1-6) о прекращении деятельности через обособленное подразделение в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (абз. 2 п. 5 ст. 84 НК РФ) |
Изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Документальным (информационным) основанием для всех операций служат выписки из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП, содержащие сведения о соответствующем событии.
[ сноска 3 ] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.07.2001 № 7764/00 «Взыскивая штраф за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения приобретенного транспортного средства, суд не учел, что ответчик (владелец автомобиля) уже состоит на учете, а повторная постановка его на налоговый учет в том же налоговом органе законом не предусмотрена» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2001, № 11.
[ сноска 4 ] Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета, 2002, № 100.
Ключевые слова: статья 83 НК РФ, снятие с учета, постановка на учет, учет налогоплательщиков, статья 84 НК РФ, article 83 of the Russian Tax Code, article 84 of the Russian Tax Code, de-registration, registration of taxpayers, tax registration