Опора на налогоплательщиков
член Президиума Российской
канд. юрид. наук
Многие вопросы, обсуждавшиеся на страницах «Налоговеда», привлекли к себе внимание. На высоком уровне признано, что деятельность налоговых органов должна оцениваться не только по объему налоговых доходов и сумм доначислений по налоговым проверкам, но и по качеству их работы с налогоплательщиками: отсутствию претензий к инспекторам, оперативности рассмотрения запросов, своевременности возврата излишне уплаченных сумм налогов и др.
Комплекс мер, направленных на достижение поставленной цели, включает в себя разработку Стандартов деятельности налоговых инспекций и обслуживания налогоплательщиков. При этом Правительство РФ не пояснило, каково правовое значение этих стандартов, каким образом будет обеспечиваться их соблюдение.
Самый эффективный контроль за деятельностью налоговых органов могут вести сами налогоплательщики. Они инициируют судебные споры, при рассмотрении которых поведение сторон получает судебную оценку. Именно налогоплательщики в наибольшей степени заинтересованы в прочном и стабильном правопорядке.
Реальный путь к намеченной цели — это не разработка рекомендательных стандартов, а внесение изменений в законодательство, позволяющих каждому налогоплательщику твердо знать свои права в отношении налоговых инспекций, привлекать инспекции к ответственности и возмещать убытки в случае нарушения этих прав. Улучшить положение дел с соблюдением прав налогоплательщиков нельзя без расширения роли судов.
Это подтверждает Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2004 № 2487/04.
Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщикам право на информацию по налоговым вопросам. Однако получить обстоятельный ответ от налогового органа практически невозможно. Во многих ситуациях право на информацию остается декларативным.
Налогоплательщик просил инспекцию разъяснить порядок применения льготы по налогу на прибыль, но получил формальную отписку, после чего обратился в арбитражный суд с заявлением о признании официального разъяснения налогового органа незаконным.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций удовлетворили иск, ВАС РФ их решения отменил. Однако все суды исходили из того, что налогоплательщик имеет право обжаловать в суде официальные разъяснения налоговой инспекции.
Это важный прецедент, укрепляющий стабильность положения налогоплательщиков, которые получили возможность на стадии планирования деятельности получить судебную оценку ее налоговых последствий.
Практика предварительных решений о налоговых последствиях операций известна законодательству зарубежных стран. Сейчас же появилась возможность укрепить этот институт на отечественной почве.
Правительство РФ признало необходимым улучшить информационную работу налоговых органов. Действующее законодательство имеет резервы для этого. Выявляют эти резервы налогоплательщики и суды. Они — та сила, которая способна помочь Правительству РФ выполнить задуманное. Задача Правительства РФ — дать инструмент тому, кто способен сам о себе позаботиться.
С глубоким уважением,
С.Г. Пепеляев, главный редактор,
член Президиума Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Ключевые слова: налоговая льгота, обжалование, налоговый спор, налоговый контроль, налоговая реформа, налог на прибыль, filing of appeals, profit tax, tax concession, tax control, tax dispute, tax reform