Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Однако за время пути…

20, Января 2022
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук
 

ВС РФ продолжил линию защиты инвесторов от изменения условий налогообложения1 (см. текст во врезке). Он указал, что ожидания, касающиеся налоговых преимуществ, формируются на момент начала инвестиций. У государства есть обязанность обеспечить стабильность прав инвесторов. Ухудшающие изменения не могут применяться ретроспективно к длящимся инвестиционным отношениям.

Суть дела

Воронежские власти обещали обществу пониженную ставку налога на имущество, если оно выполнит ряд условий, связанных с развитием нового производства. Эти условия были достигнуты. Но определенный коэффициент из-за последующих изменений законодательства стал рассчитываться не так, как в период заключения инвестиционного соглашения. В результате этот показатель искусственно оказался ниже целевого. Налоговый орган посчитал, что льгота не положена. Воронежские власти, нетвердые в обещаниях, также нашли «целесообразным» применить новый подход.

Арбитражные суды заняли позицию бюджета, однако ВС РФ с ними не согласился.

Справедливые и законные выводы! Но вот что обращает на себя внимание.

Согласно Определению за налоговыми органами сохраняется возможность доказывать, что есть некие причины «объективного и разумного характера, связанные с существом льготы», которые могут быть основанием для того, чтобы региональная власть отошла от договоренностей с инвестором о налоговых послаблениях.

Суд приводит примеры: «по результатам реализации инвестиционных проектов не удовлетворены лежащие в основе представления льготы публичные интересы, связанные со стимулированием экономической деятельности, улучшением социально-экономического положения территорий, в том числе с созданием новых рабочих мест, увеличением деловой активности, расширением базы налогообложения».

Возможно, речь идет о каких-то условиях инвестсоглашения, а не о произвольных факторах, так или иначе связанных с «существом льготы». Однако тогда можно высказаться короче и точнее: «Доказательств нарушения инвестором иных условий инвестиционного соглашения в деле не имеется».

В предложенном Судом варианте звучит угроза стабильности договоренностей: оказывается, может быть некая «законная цель», приводящая к ограничению прав инвестора на пониженную ставку налога. Какова она и чем определена – известно, видимо, лишь ВС РФ.

Не будет ли такая «широта взглядов» той самой ложкой дегтя, которая испортит все медовые обещания инвесторам? Не открываются ли новые перспективы для придирок и вымогательства?

Другой сомнительный момент. Суд решил, что инвестор не может одновременно воспользоваться и пониженной ставкой налога, причитающейся ему вследствие выполнения условий инвестсоглашения, и теми благоприятными изменениями федерального законодательства, которые случились «по дороге» и понижают уровень налогообложения для всех налогоплательщиков (исключение движимого имущества из предмета налогообложения).

Аргументация, уместившаяся в четырех строках, удивительно лаконична: «инвестор не вправе получать налоговую выгоду одновременно…» Между тем не указано на само право, которое запрещает это прямо или косвенно, – на норму, статью закона. Возможно, потому что такого запрета просто нет.

В результате Суд дал указание сравнить, какая экономия на налоге окажется большей: от применения соглашения или от улучшающих изменений законодательства. Эту норму и следует применить. Инвестору, мол, достаточно.

Но почему не надо применять другую действующую норму – загадка. Полагаю, Судом рождена новая норма («принцип качелей»), исключающая «явную несправедливость»: никому не позволено платить слишком мало налогов.

Но позволено ли ВС РФ заниматься законотворчеством?

1  Определение СКЭС ВС РФ от 24.11.2021 по делу № А14-65/2020 АО «Воронежсинтезкаучук» (далее – Определение).
 

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev
However, during the journey…