Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Законны ли запросы органов внутренних дел о деятельности организаций?

30, Октября 2004
Е.В. Овчарова,
старший юрист компании
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,
канд. юрид. наук
 
Зачастую МВД России направляет организации письменные требования о предоставлении документов и информации, касающихся ее деятельности. В большинстве случаев немотивированные требования органов МВД России незаконны и не подлежат исполнению организациями и их должностными лицами.
 
Органы внутренних дел иногда направляют в адрес руководителей организаций требования о предоставлении информации со ссылкой на статью 11 Закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 6 и 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Организациям предлагается представить в органы внутренних дел копии учредительных, бухгалтерских, налоговых и иных документов, а также информацию о деятельности организаций и персональные данные сотрудников. Такие требования, как правило, не мотивированы. В них указывается на применение мер административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения (представление документов с нарушением указанного в требованиях срока, в неполном объеме или с искаженными данными).

Однако в статье 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только сведений (информации), предусмотренных законом, если это необходимо для законной деятельности государственного органа (его должностного лица). Если же требования государственных органов незаконны, организация и ее руководитель могут их не исполнять, и за неисполнение к ним не могут быть применены меры административной ответственности. Санкции, предусмотренные статьей 19.7 КоАП РФ, применяются только в судебном порядке (районными или мировыми судьями). Органы внутренних дел могут составить протокол по делу об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ и направить его судье на рассмотрение. В районных судах и у мировых судей постепенно складывается практика принятия постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях или об отказе в привлечении к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ в случае незаконного требования государственными органами документов и информации.

По нашему мнению, немотивированные требования органов МВД России незаконны и не подлежат исполнению организациями и их должностными лицами.

Требования органов МВД России незаконны:

1) если в них нет указаний, при проведении каких именно предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятиях, по какому уголовному делу и конкретно в отношении какого лица органы МВД России реализуют свое право на получение документов и информации;

2) если оперативно-розыскные мероприятия фактически проводятся по отношению к организации, которой адресован запрос, и ее должностным лицам.

В таких случаях организация и ее должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной в статье 19.7 КоАП РФ.

Организация вправе обжаловать незаконные требования органов милиции о предоставлении информации одновременно в вышестоящий орган, в прокуратуру и в суд, а также потребовать отзыва незаконных требований о предоставлении информации.

Документы и информация о деятельности организации

В статье 4 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» указано, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории РФ право проводить оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям органов внутренних дел.

В части 1 статьи 51 Конституции РФ предусмотрена конституционная гарантия для каждого лица в виде освобождения от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Направление руководителю организации независимо от формы собственности организации и ее организационно-правовой формы немотивированных запросов органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, создает угрозу нарушения его конституционного права не давать свидетельские показания против себя самого. Предоставляя любую информацию о деятельности организации, руководитель может тем самым давать показания против себя самого, так как в предусмотренных законом случаях он несет административную и уголовную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение организацией возложенных на нее обязанностей.

Таким образом, отсутствие в запросах указаний на основания истребования запрашиваемой информации нарушает предусмотренное в части 1 статьи 51 Конституции РФ право должностных лиц организации. Иными словами, такие запросы незаконны.

Право получать от должностных лиц организаций необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, предусмотренное в пункте 4 статьи 11 Закона РФ «О милиции», на которую, как правило, дается ссылка в запросах информации, предоставлено милиции наряду с другими ее правами только для выполнения возложенных на нее обязанностей. Обязанности милиции исчерпывающим образом определены в статье 10 Закона РФ «О милиции». В части 7 статьи 5 данного закона установлено, что милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В статьях 1 и 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определены цели и задачи этой деятельности. Цели — защита и обеспечение безопасности от преступных посягательств, задачи состоят в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, а также в выявлении, установлении и розыске лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в получении информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не допускается:

•проведение оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных данным законом, то есть запрещается ее проведение не в целях выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия совершения конкретных уголовных преступлений;

•нарушение органом или должностным лицом, проводящим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Любой запрос органов милиции о предоставлении информации должен быть мотивирован необходимостью выявления, пресечения и раскрытия уголовного преступления по уголовному делу в отношении конкретных лиц.

В требованиях органов МВД России о предоставлении информации, как правило, не мотивирована необходимость истребования указанных в них сведений и документов, хотя требование о предоставлении такой информации может быть предъявлено только при реализации возложенных на милицию обязанностей по проведению оперативно-розыскной деятельности в установленном законом порядке и при условии ознакомления должностного лица организации с документами и материалами, на основании которых требуется информация. Подобные запросы незаконны, так как они нарушают права и законные интересы как руководителя организации, которые предусмотрены в части 1 статьи 51 Конституции РФ, так и организации, которые предусмотрены в части 7 статьи 5 Закона РФ «О милиции».

В статье 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что при нарушении органом (должностным лицом), ведущим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов и возмещению причиненного вреда. Следовательно, в этой ситуации любой незаконный запрос информации может быть обжалован в вышестоящий орган внутренних дел, в прокуратуру и в суд с требованием о признании его не соответствующим законодательству и об обязании должностного лица органа МВД России, направившего такой запрос, отозвать его как незаконный.

В запросе документов и сведений о деятельности организации, который направляется в адрес ее руководителя органами милиции, должно быть указано одно из предусмотренных в статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оснований направления такого запроса. При соблюдении этого условия запрос считается надлежащим образом мотивированным. Мотивированные запросы органов милиции подлежат исполнению только в том случае, если лицом, в отношении которого проводятся эти мероприятия, не является данная организация и ее должностные лица. Если же запрос направляется в организацию или ее должностным лицам, против которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, то они вправе на основании части 1 статьи 51 Конституции РФ, статьи 5 Закона РФ «О милиции» и статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» отказаться от предоставления такой информации. Направление лицу, в отношении которого проводятся мероприятия, запроса с требованием о выдаче информации нарушает права и законные интересы этого лица, так как нормы Конституции РФ, Закона РФ «О милиции» и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» освобождают организации и их должностных лиц от обязанности давать какие-либо показания против самих себя.

Для привлечения к ответственности по статье 19.7 КоАП РФ необходимо, чтобы требование государственного органа или должностного лица о предоставлении информации было законным и мотивированым необходимостью проведения государственным органом или должностным лицом его законной деятельности. Из содержания статьи 19.7 КоАП РФ можно сделать вывод, что неисполнение немотивированных запросов органов милиции или запросов, направленных лицу, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, не может быть административным правонарушением и не влечет административной ответственности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ, рассматриваются в судах общей юрисдикции. Как правило, лица, которые отказываются выполнять немотивированные и нарушающие их права и законные интересы запросы государственных органов и их должностных лиц, не привлекаются к административной ответственности.

Персональная информация о сотрудниках

В требованиях органов МВД России может содержаться запрос о персональных данных о конкретных сотрудниках: должность по штатному расписанию, заработная плата, сведения о месте проживания, об оказании сотруднику материальной помощи, об аренде организацией помещения для проживания иногороднего или иностранного работника.

По нашему мнению, любая информация о сотрудниках не может быть предоставлена по следующим причинам:

•данная информация не отнесена законодательством к открытой информации, так как не включена в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» относит к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, данные об общей численности, составе работников, системе оплаты труда и об условиях труда в целом по организации (п. 5), а не персонально в отношении каждого конкретного работника);

•сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, относятся к конфиденциальной информации (п. 1 Указа Президента РФ от 06.03.97 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»). К таким сведениям относятся данные об источниках, формах и размере средств для его существования;

•запрашиваемые сведения, в соответствии со статьей 85 Трудового кодекса Российской Федерации, — это персональные данные работника. В соответствии со статьей 88 ТК РФ работодатель не вправе сообщать кому бы то ни было персональные данные работника без его письменного согласия. Работники, как правило, такое согласие давать отказываются.

 

Ключевые слова: submission of information, request, militia, employee personal details, control, представление информации, запрос, контроль, милиция, персональная информация о сотруднике