Эпоха налогового прагматизма

главный редактор
На традиционной ежегодной встрече главы государства с руководителем ФНС России первым прозвучал вопрос: «Как работа идет, как план выполняется? Важнейший вопрос»1.
Далее пошел разговор о процентах и перевыполнениях.
Правовая наука считает, что сферы налогового администрирования и контроля должны быть организационно разделены. Иначе цели администрирования (собрать побольше) доминируют над целями контроля (обеспечить соблюдение закона) и искажают их.
Примеров этого влияния предостаточно. И в этом номере «Налоговеда» они есть2. Причина в том, что налоговые органы объединяют обе функции, а двум медведям тесновато.
Об этом надо помнить, когда нам предлагают переписать НК РФ – такой громоздкий и неудобный (см. текст во врезке).
В нынешнем декабре исполнилось ровно 30 лет с тех пор, как был принят блок первых налоговых законов пореформенной России, заложивших основу современной системы налогообложения.
То время часто называют эпохой налогового романтизма. Появились нормы о строгих ограничениях для налоговых органов, о защите прав налогоплательщиков. Суды эффективно устраняли очевидные ляпы молодого законодательства и, страшно сказать, удовлетворяли до 76% исковых требований налогоплательщиков.
Романтическим то время кажется только тем, кто к правовым ценностям относится прохладно. Таких немало. Во все эпохи вопрос о цели и средствах получал разные ответы. Но неразборчивость в средствах всегда приводила к глубоким кризисам.
Сейчас активно происходит девальвация налогового права. У этого процесса много проявлений: неконституционное установление обязательных платежей за рамками НК РФ, отказ от строгого следования разрешительному принципу при установлении полномочий налоговой службы, игнорирование ретроспективного правоприменения и т. д.
Звучит предложение вообще отказаться от регламентации контрольных полномочий инспекций и ограничиться принципами их взаимодействия с налогоплательщиками3.
На всей стране ставятся административные эксперименты, например внедрение в деловую практику налоговых оговорок.
Переписывание НК РФ в таких условиях будет означать только одно: что открываются широкие возможности исключить из НК РФ все те правозащитные положения, которые теперь, в эпоху налогового прагматизма, кажутся ненужными и смешными.
Отмечая 30-летие налоговой системы России, надо признать значительный прогресс и в законодательной, и в организационно-контрольной сферах. Но нельзя не отметить существенное снижение доверия к закону, который перестает быть гарантией прочности правового положения налогоплательщиков, к налоговым органам, в чьих руках закон весьма подвижен, и к судам, стремительно теряющим самостоятельность.
С уважением,
С.Г. Пепеляев
S.G. Pepeliaev
The era oftax pragmatism
Цифры
НК РФ, часть первая: начало действия – 01.01.1999 (за исключением отдельных положений).
Изначально было 20 глав и 142 статьи. Сейчас 38 глав и 242 статьи.
НК РФ, часть вторая: в исходной редакции вводилась в действие с 01.01.2001, но фактически не действовала, так как были внесены изменения.
Изначально состояла из 4 глав по обложению НДС, акцизами, НДФЛ и ЕСН (взносу). Всего 142 статьи. Сейчас 20 глав и 509 статей.
Всего принято законов, внесших изменения в НК РФ: в часть первую – 156, в часть вторую – 586.