Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Это публиковал «Русский мытарь»

30, Июня 2004

Известный вам вполне серьезный журнал «Русский мытарь» (главный редактор И.В. Хаменушко) сообщает:

снижение ставок ЕСН ведет к снижению налоговых доходов внебюджетных фондов, росту нагрузки на федеральный бюджет. Это должно быть восполнено появлением новых, высокоэффективных налоговых инструментов.

«Задача повышать налоги или устанавливать новые платежи не стоит, - поясняет чиновник финансового ведомства, - просто мы должны собирать налоги так, как раньше никому не приходило в голову это делать».

Правительство разработало и внесет в Государственную Думу пакет поправок к главам 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации, получивший рабочее название «Налог на воздержание». Один из разработчиков проекта, решительно опровергая свое авторство, руководитель Института Стран Загибающейся Экономики, сказал:

«Смысл проекта - обложить налогом тех, кто мог бы вести эффективный, прозрачный бизнес, но воздерживается от этого. Вспомните, этот подход уже реализован в статье 40: если заявленная цена ниже рыночной, значит где-то рядом скрывается рыночная цена, но она в тени. Так и здесь: человек жив, здоров, нормален, а бизнеса не ведет. Что это значит? Значит, что бизнес у него есть, но так хорошо замаскирован, что он сам зачастую об этом не помнит. Вот мы ему и поможем вспомнить».

По замыслу разработчиков проекта, доходом физических лиц и прибылью организаций будут признаваться те доходы и прибыли, которые они могли, а значит, были обязаны извлечь при существующих рыночных условиях. Новый метод не следует отождествлять с налогом на вмененный доход. «Это не налог на деятельность. Это налог на воздержание от деятельности. Так, вы можете рассчитать налог на вмененный доход биржевого игрока, зная среднюю доходность его коллег по цеху. Но куда эффективнее рассчитать налог с тех сделок, которые брокер мог бы заключить, но не заключил. Если человек занимается предпринимательской деятельностью, для него ничего не изменится. А вот если он пенсионер, инвалид, безработный, то ему будет предложена анкета: чем бы он хотел заниматься, за что получать деньги и т. д. В зависимости от уровня рыночных мечтаний будет рассчитана сумма налога: мечтаешь о доходах нефтяного магната - плати налог с таких доходов», - поясняет тот же источник.

В завершение собеседник еще раз подчеркнул, что существование у правительства подобных планов - миф, их воплощение - ложь, но выразил надежду на достижение положительного результата в самое ближайшее время.

Впрочем, отзывы эта идея получила самые разные.

«Заплатив сегодня реальный налог с воображаемого дохода, завтра человек пойдет в экономику, в хозяйство, чтобы уже с реального дохода платить воображаемый налог», - поддержала правительственную инициативу лидер партии «Защиты Редких и Вымирающих Предпринимателей» З. Росcомаха.

Напротив, квази-секретарь «Союза Болевого Крестьянства» и вице-спикер «Клуба экстремальных видов земледелия» практически единогласно критикуют проект: «Русского крестьянина никто не заставит зарабатывать. Кто заставит его платить с того винограда, который он мог бы вырастить, с того вина, которое он мог бы продать, если бы на Тамбовщине он вырастил виноград, а не картофель».

Наконец, существенные пробелы в пакете поправок видит эксперт аудиторской фирмы «Налоговые и Бухгалтерские Партизаны» Р. Раскольников: «Проект оставляет незакрытые лазейки. Так, если человек уходит из жизни, он получает возможность легально избежать налога, уклоняясь от экономической активности и сопутствующего ей бремени обязательств перед бюджетом. Необходимо законодательно установить среднюю продолжительность жизни, с тем чтобы налог с предполагаемых доходов лиц, умерших досрочно, выплачивали их родственники. Лицо следует признавать умершим для целей налогообложения, если фактический возраст человека к этому моменту не более чем на 20% отличается от продолжительности жизни налогоплательщика в сопоставимых экономических условиях».