Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Доходное дело

21, Сентября 2021
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук
 

В 2016 г. налоговым органам передали функции органов валютного контроля1. Некоторое время инспекции бездействовали на этой ниве, но затем вошли во вкус.

С 2018 г. фиксируется заметное увеличение числа рассматриваемых в судах дел о привлечении к ответственности за валютные правонарушения. Основанием такой ответственности выступает ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» КоАП РФ.

Только за семь месяцев 2021 г. арбитражные суды рассмотрели 1584 дела, имеющие отношение к 370 компаниям. Начисления по ним превысили 0,5 млрд руб. В ряде случаев компании «влетели по-крупному»: на 130 млн, 52 млн и 39 млн руб.2

Валютные проверки не требуют особых навыков контроля и проведения расследований. Все обстоятельства, толкуемые как нарушения, отражаются самими компаниями в подаваемых в налоговые инспекции отчетах, которые фиксируют движение денежных средств: валюта в оплату товаров, работ, услуг поступила не на счет в российском банке, а на счет, открытый компанией за рубежом. Даже если после этого деньги сконвертированы в другую валюту и переведены в Россию, это не избавляет от санкций. А штрафы запредельны: от 75 до 100% суммы валютной операции.

По поручению Президента РФ с июля 2021 г. требование обязательного зачисления валютной выручки сразу на счета в российских банках отменено в отношении любых операций, не связанных с сырьевым экспортом3. Пришло осознание архаичности, бесполезности и практической вредности правила, отражающего идеологию «страна – осажденная крепость»4, особенно в условиях свободного движения капитала.

Но проблема в следующем: в ситуации, когда общественная опасность незачисления валютной выручки нивелирована (исключена, отрицается) самим законодателем, налоговые органы продолжают «шкурить» компании за нарушения, допущенные до 1 июля 2021 г. Эту практику они основывают на положениях закона, отменяющего обязательное зачисление по договорам, по которым проведены еще не все платежи. Следовательно, считают в налоговой службе, более ранние платежи остаются наказуемыми.

Такой подход не соответствует принципам юридической ответственности. Если на момент, когда принято решение о наложении наказания, деяние не представляет общественной опасности, никакие санкции не могут быть применены.

На это не раз обращали внимание высшие суды5.

По той же причине не могут взыскиваться штрафы по решениям, не исполненным на тот момент, когда был отменен запрет зачислять валютную выручку на зарубежные счета.

Но за практическую реализацию этих принципов предстоит упорная борьба. Налоговые органы не хотят отказываться от легкой наживы. Напротив, они расширяют практику взысканий, обращая взгляд даже на тех, кто на законных основаниях зачислял средства на зарубежные счета и расходовал их на цели бизнеса.

Закон устанавливает, что в случаях участия резидента Российской Федерации в строительных и других подобных проектах за рубежом он вправе за счет поступившей ему валюты оплачивать местные расходы по проекту; оставшиеся средства подлежат переводу на российский счет (п. 2 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Налоговые органы находят различные недочеты в процедуре оплаты таких местных расходов. Законом она не установлена, поэтому всегда можно сказать, что компания сделала что-то не так. А в ряде случаев штраф взыскивался даже дважды: один раз за незаконное зачисление средств на зарубежный счет (75%), второй – за незаконное расходование этих же средств (еще 75%).

В известных нам случаях оштрафованные (по сути, обобранные) российские компании участвовали в строительстве стратегических промышленных объектов за рубежом и получали оплату в местной валюте, зачислить которую без конвертации невозможно ни на один счет в России. Оплата в местной валюте – одно из ключевых условий контракта.

Страдает и конкурентоспособность наших компаний на зарубежных рынках. Подрывается политика расширения экспорта российских товаров и услуг.

Пора дать бизнесу возможность платить с экспортной выручки только налоги, без штрафов за «неправильное» ее получение.

1 Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».
2 Дело № А40-316367/2019 и еще 18 дел с участием этой же организации, дела № А40-214251/2020 и А16-346/2020.
3Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“».
4 Хаменушко И.В. Про валюту и «Спартак»: как найти репатриацию там, где ее нет? // Налоговед. 2019. № 2. С. 67–71.
5 Определения КС РФ от 27.09.2016 № 2017-Оот 08.12.2015 № 2735-О; ответ на вопрос 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 (утв. Президиумом ВС РФ от 17.02.2021); Определение СКЭС ВС РФ от 15.05.2018 по делу № А65-30241/2016 ООО «Форд Соллерс Холдинг»; Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 34.

 

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev
A profitable business