Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Что предопределило перемены?

30, Мая 2004
С.Г. Пепеляев, главный редактор,
член Президиума Российской ассоциации налогового права, 
канд. юрид. наук
 
МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу, подчиненную Минфину России.

Ради чего уже не в первый раз тасуется налоговая карта?

Налоговое ведомство было создано в 1990 году в составе Министерства финансов СССР. Это была Государственная налоговая служба. Она просуществовала до конца 1991 года и была выделена в самостоятельный орган, в 1998 году Службу превратили в Министерство.

За годы своего существования Министерство по налогам и сборам значительно расширилось, обросло различными структурами (см. статью о межрегиональных инспекциях на с. 5 журнала). Оно приобрело прочную репутацию «непримиримого борца с бизнесом». По данным Счетной палаты Российской Федерации нет ни одного налогового органа, который не нарушал бы закон [ сноска 1 ] . По искам налогоплательщиков арбитражными судами признаются недействительными 73,5% решений о взыскании недоимок, штрафов и пени. Среди всех споров, рассматриваемых арбитражными судами, половину составляют споры о налогах. Это 75% всех споров предпринимателей с государственными органами.

Иными словами, никакие другие государственные органы не затрагивают интересы бизнеса столь болезненно, как это делают налоговые инспекции.

МНС России вело баталии не только с налогоплательщиками, но и со смежными ведомствами. Свежи воспоминания о «дискуссии» с Минэкономразвития России по вопросу о необходимости введения системы НДС-счетов.

Серьезные постоянные разногласия имелись у МНС России и с Минфином России. Финансовое ведомство, ответственное за проведение налоговой политики, постоянно натыкалось на возражения налоговиков по тем или иным законопроектам.

Споры в особой форме велись МНС России и с законодателем. Предметом судебных рассмотрений не раз были инструкции, методические рекомендации и другие акты, издаваемые министерством. Во многих случаях суды констатировали незаконность этих актов.

Имевшее место наделение МНС России полномочиями принимать подзаконные нормативные акты ставит вопрос: правомерна ли ситуация, когда орган управления сам принимает нормативный акт, сам его исполняет, сам контролирует исполнение?

Подчинение налоговых органов Минфину России будет означать и изменение их полномочий. Налоговые органы, как это предусмотрено в пункте 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», лишены права принимать какие-либо подзаконные нормативные акты. Это полномочие отходит к Минфину России. Он, а не налоговые органы, будет заниматься разъяснительной работой по применению налогового законодательства.

Изменит ли это ситуацию с соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков? Достаточно ли для этого одних только организационных преобразований? Не ухудшит ли ситуацию сам факт «присоединения» МНС России к Минфину России в связи с тем, что какие-то решения будут приниматься по «ускоренной процедуре» без межведомственного согласования, полезного в ряде случаев?

Над этими вопросами приглашаем поразмышлять наших читателей.

 

С глубоким уважением,
С.Г. Пепеляев, главный редактор, член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук 

[ сноска 1 ]

См.: Ведомости. 2004. № 40. - С. А1.

Ключевые слова: защита прав, полномочия налогового органа, преобразование, ФНС России, МНС России, статус, authority of the tax office, protection of rights, restructuring, Russian Federal Tax Service, Russian Ministry for Taxes and Levies, status