Обзор судебной практики по налоговым спорам
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук
Общие вопросы налогообложения
Постановление ФАС СЗО от 22.09.2003 по делу № А05-2502/03-141/26
Суд отметил, что налоговая инспекция не представила доказательств наличия на территории Северодвинска стационарных рабочих мест Общества, указанных в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Игровой автомат с вещевым выигрышем - это оборудование; рабочее место предусматривает присутствие работника.
Определение КС РФ от 20.11.2003 № 392-О
КС РФ признал, что при установлении льгот законодатель вправе определять субъектов этих льгот (организации или индивидуальных предпринимателей) и оценка целесообразности предоставления льгот не входит в компетенцию КС РФ.
КС РФ признал конституционным освобождение от НДС в соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 НК РФ организаций кинематографии (но не индивидуальных предпринимателей).
Постановление ФАС УО от 11.11.2003 по делу № Ф09-3803/03-АК
Налоговая инспекция доначислила компании налог по статье 40 НК РФ исходя из средних цен реализации при сдаче имущества в аренду.
Суд признал, что указанные действия налогового органа не соответствуют положениям пункта 3 статьи 40 НК РФ. Согласно данной норме в рассматриваемом случае налоговому органу следовало установить уровень рыночных цен на идентичные (однородные) услуги и доначислить налоги только по тем сделкам ответчика, цены по которым отклоняются от рыночных более чем на 20%.
Уровень рыночных цен налоговым органом не исследовался и не устанавливался, в связи с чем представленный в суд перерасчет сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком, не основан на законе.
Уплата и возврат налогов
Определение КС РФ от 02.10.2003 № 317-О
КС РФ указал, что акциз как косвенный налог имеет специфику при реализации налогоплательщиком права на его возврат или зачет по статье 78 НК РФ.
КС РФ отметил, что законодатель не связывает реализацию права налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченного акциза с возвратом или невозвратом им этих сумм покупателям подакцизных товаров. Тем не менее одновременный возврат из бюджета заявителю как плательщику акциза излишне уплаченных сумм акциза (равно как и зачет в счет будущих платежей) с отнесением этих сумм на покупателей без возврата им излишне уплаченной налогоплательщиком части акциза означало бы его неосновательное обогащение.
Постановление ФАС ВВО от 08.09.2003 по делу № А29-1435/2003А
Суд признал, что действующее законодательство не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации.
Постановление ФАС ВВО от 19.09.2003 по делу № А29-828/2003А
Суд отметил, что примененная налоговым органом процедура взыскания недоимки по пеням в виде неоднократного направления требований и последующего их отзыва не соответствует НК РФ. Присвоив себе право неоднократного направления идентичных требований, налоговая инспекция фактически произвольно изменяет установленный в пункте 3 статьи 46 Кодекса пресекательный срок принятия решения о взыскании налога.
Постановление ФАС УО от 29.10.2003 по делу № Ф09-3578/03-АК
Суд не признал налог уплаченным из «проблемного» банк, поскольку в силу статей 845, 848, 860, 864 ГК РФ и пункта 10 Положения о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций, утвержденного приказом Банка России от 01.03.96 № 02-52, при отсутствии достаточных денежных средств на корреспондентском счете банк не мог производить операцию по зачислению денежных средств на расчетный счет Общества и соответственно не мог произвести последующее списание средств со счета этого налогоплательщика для досрочного исполнения обязанности уплаты НДС. Указанные обстоятельства, а также отсутствие иного движения денежных средств по названному счету Общества свидетельствуют о совершении заявителем фактически безденежной операции без намерения добросовестного исполнения обязанности уплаты налога.
Налоговый контроль
Постановление ФАС СЗО от 18.08.2003 по делу № А56-6197/03
Налоговая инспекция в ходе проверки установила, что оправдательные документы и дополнительное соглашение, обосновывающее право компании на отнесение затрат на себестоимость, были составлены компанией в период проведения проверки и к проверяемому налоговому периоду не относятся. Факт был установлен специальным исследованием.
Постановление ФАС СЗО от 26.06.2003 по делу № А42-8190/02-С3
ОАО использовало льготу по налогу на имущество для объектов гражданской обороны и пожарной безопасности. Налоговая инспекция не согласилась с правомерностью использования льготы.
Суд указал, что должностные лица налоговой инспекции, проводившие выездную налоговую проверку ОАО, не являются специалистами в области пожарной безопасности и гражданской обороны. Как видно из материалов дела, осмотр спорного имущества сотрудниками налогового органа не проводился, эксперты и специалисты к проверке не привлекались.
Суд признал, что налоговый орган не опроверг доводов ОАО о правомерности применения им льготы по налогу на имущество.
Постановление ФАС УО от 22.10.2003 по делу № Ф09-3500/03-АК
Суд указал, что необоснованное приостановление проверки нарушает право налогоплательщика, поскольку лишает его возможности обжалования результатов проверки, искусственно продляет сроки, установленные статьями 70, 89, 100, 101, 113 и 115 НК РФ.
Выездная налоговая проверка должна быть возобновлена после устранения обстоятельств, вызвавших ее приостановление. Эти обстоятельства должны быть указаны в решении о приостановлении проверки.
Отвлечение проверяющего на другие участки работы не может быть основанием для приостановления проверки.
Налоговый орган в своем решении и иных документах, представленных в материалах дела, не доказал необходимости приостановления проведения выездной налоговой проверки. Его решение не может быть признано законным.
Иные налоги и сборы
Определение КС РФ от 06.11.2003 № 386-О
Суд признал, что введение представительным органом власти на своей территории сбора за уборку территорий населенных пунктов, предусмотренного в качестве местного налога, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителей, так как к этому сбору, установленному до НК РФ, статья 17 НК РФ не применяется.
Суд отметил, что довод о необходимости установления сбора за уборку территорий населенных пунктов, эквивалентного затратам органов местного самоуправления на эти цели, нельзя признать обоснованным. Такой подход не соответствует правовой природе сбора: в федеральном законе он назван местным налогом.
Определение КС РФ от 10.07.2003 № 342-О
КС РФ признал, что Закон Магаданской области о ЕНВД от 29 марта 1999 года не соответствовал федеральному законодательству, так как устанавливал ограничения на перевод лиц на ЕНВД в зависимости от размера их выручки за предшествующий квартал.
Постановление ФАС СЗО от 27.08.2003 по делу № А13-1004/03-19
Суд признал, что при списании объектов незавершенного строительства без надлежащего оформления первичных документов включать акты списания, документы, подтверждающие снос и демонтаж, документы об утилизации строительного мусора, фактически списанные с баланса объекты, в объекты обложения по налогу на имущество неправомерно.
Постановление ФАС ВВО от 11.06.2003 по делу № А29-6697/02А
Согласно пункту «в» статьи 5 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Суд отметил, что из содержания названной нормы следует, что льгота предоставляется предприятию, имеющему на балансе такое имущество. При этом в законе указано, что балансодержатель имущества должен сам использовать его в указанных целях.
Постановление ФАС СЗО от 02.09.2003 по делу № А56-6156/03
Суд признал, что «реализованная курсовая разница» должна рассматриваться как полученная налогоплательщиком материальная выгода в результате совершения сделки с валютными ценностями по цене, отличной от цены, исчисленной по курсу, котируемому Банком России, при принятии их к бухгалтерскому учету, и должна облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог.
Постановление ФАС СЗО от 06.11.2003 по делу № А56-814/03
Суд отметил, что подлежащий налогообложению доход банка от операций покупки (продажи) иностранной валюты составляет полученная им за налоговый период сумма положительных курсовых разниц, уменьшенная на сумму отрицательных курсовых разниц (расходов), что и дает экономическую выгоду от совершения этих операций. Отрицательная курсовая разница учитывается при расчете облагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог в пределах суммы положительных курсовых разниц.
Постановление ФАС ЗСО от 08.10.2003 по делу № Ф04/5162-883/А75-2003
Суд указал, что прекращение действия с сентября 2002 года подпункта «м» пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не означает отмены с этой даты обязанности уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Постановление ФАС УО от 05.11.2003 по делу № Ф09-3713/03-АК
Суд указал на наличие у Общества обязанности в 2002 году, в том числе после 1 сентября 2002 года, исчислять и уплачивать налог на пользователей автодорог.
Постановление ФАС СЗО от 16.09.2003 по делу № А66-2892-03
В 2003 году индивидуальный предприниматель арендовал АЗС и оприходовал приобретенные нефтепродукты. Налоговый орган на оприходованный объем нефтепродуктов начислил акциз.
Суд признал это неправомерным и указал, что на арендованную АЗС предприниматель не имеет права получить акцизное свидетельство, а без такого свидетельства он не может быть плательщиком акциза. Плательщиком акциза может быть либо оптовый поставщик, имеющий соответствующее свидетельство, либо изготовитель.
Постановление ФАС ЗСО от 20.08.2003 по делу № Ф04/4116-1201/А46-2003
Суд на основании Определения КС РФ № 284-О от 16 декабря 2002 году отметил, что плата за загрязнение окружающей природной среды должна быть внесена за весь период действия постановления Правительства РФ № 632, если плательщик фактически вел деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую природную среду.
Постановление ФАС ЗСО от 29.10.2003 по делу № Ф04/5560-800/А67-2003
Пунктом 4 статьи 340 НК РФ установлено, что при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого (то есть при отсутствии возможности произвести оценку способами, перечисленными в подпунктах 1 и 2 п. 1 ст. 340) оценку следует проводить исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Суд признал правомерным применение расчетной стоимости, так как добытая минеральная вода перед реализацией перерабатывалась по соответствующим ТУ для получения готового продукта.
Постановление ФАС СКО от 21.01.2003 по делу № Ф08-4966/2002-1775А
Местное законодательство по месту нахождения филиала предприятия предусматривало уплату налога на соцжилфонд с объема реализации товаров. Суд признал правомерным распределение этого налога исходя из расчета удельного веса, определенного по отношению величины среднесписочной численности работников подразделения к общей численности работников предприятия.
Постановление ФАС УО от 27.10.2003 по делу № Ф09-1374/03-АК
Суд признал, что размер платежей за пользование недрами должен рассчитываться из стоимости полезного ископаемого, что нетождественно себестоимости. При этом во внимание должно приниматься условие о лицензии на пользование недрами.
Ответственность
Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2003 № 6306/02
Суд отметил, что при неисполнении инкассового поручения налогового органа, выставленного к расчетному счету компании-клиента, банк несет ответственность в соответствии с нормой главы 18 НК РФ. Однако положение статьи 60 Кодекса о взыскании с банка неперечисленных сумм налога не может рассматриваться как взыскание его средств вместо не списанных со счета налогоплательщика сумм налога.
Постановление ФАС СЗО от 25.08.2003 по делу № А05-2298/03-107/19
Страховые взносы на обязательное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, не входят в состав ЕСН и не включены в налоговую систему. Указанные страховые взносы не относятся к числу налогов.
Налоговые органы не имеют права налагать на страхователей штрафы, предусмотренные статьей 27 Закона № 167-ФЗ.
Постановление ФАС СКО от 15.09.2003 по делу № Ф08-3474/2003-1331А
Налогоплательщик в пятидневный срок не представил документы, затребованные при камеральной проверке. Налоговая инспекция применила штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Суд признал привлечение к ответственности неправомерным и указал, что непредставление документов не свидетельствует об их отсутствии у налогоплательщика.
Постановление ФАС СЗО от 30.09.2003 по делу № А52/459/2003/2
Суд посчитал, что принимаемые налоговым органом без замечаний налоговые декларации по земельному налогу и акт проверки не могут считаться письменными разъяснениями налоговой инспекции. Письменному разъяснению налогового органа должен предшествовать запрос налогоплательщика. Общество с таким запросом в налоговую инспекцию не обращалось и, следовательно, письменных разъяснений налогового органа не получало.
Постановление ФАС УО от 28.10.2003 по делу № Ф09-3676/03-АК
Суд признал, что применение ответственности по статье 122 НК РФ неправомерно в ситуации, когда передача квартир по договорам купли-продажи и регистрация права собственности проведены в I квартале 2001 года. Квартиры оплачены покупателями 26 декабря 2000 года, и, следовательно, обязанность уплатить налог на добавленную стоимость с сумм авансовых платежей по названным договорам возникла у ООО «Стройзаказчик» в том налоговом периоде, в котором они поступили (IV квартал 2000 года).
На момент проведения проверки и вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности ООО «Стройзаказчик» в силу пункта 8 статьи 172 НК РФ имело правовые основания для отнесения спорной суммы налога к вычетам. Обязанность уплаты налога на добавленную стоимость с рассматриваемых авансовых платежей им исполнена, так как эти суммы были полностью учтены налогоплательщиком в составе налогооблагаемого оборота при окончательных расчетах за реализованные квартиры и налог уплачен.
Постановление ФАС УО от 13.11.2003 по делу № Ф09-3770/03-АК
Суд указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 1 НК РФ общие принципы применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, установленные главой 15 НК РФ, распространяются в том числе и на область отношений, возникающих в процессе проведения контроля органами государственных внебюджетных фондов (абзац первый ст. 2, п. 7 ст. 9, п. 1 ст. 341 НК РФ).
Постановление ФАС ЗСО от 12.11.2003 по делу № Ф04/5789-166/А02-2003
Сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции относится к федеральному сбору, расчет которого не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Суд пришел к выводу, что расчет сбора за выдачу лицензии не относится к тем налоговым декларациям, за непредставление которых применяется ответственность по статье 119 НК РФ.
Постановление ФАС УО от 13.11.2003 по делу № Ф09-3813/03-АК
Счет закрыт по инициативе банка в связи с истечением срока действия договора. Суд указал, что в этом случае в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 118 НК РФ.
Постановление ФАС ВВО от 09.09.2003 по делу № А82-42/2003-А/1
Суд признал, что, как следует из статьи 119 НК РФ, состав правонарушения кроме самого факта непредставления декларации учитывает и срок задержки. Следовательно, довод заявителя о том, что налоговому органу стало известно о факте правонарушения на следующий день после срока представления налоговой декларации, необоснован.
Постановление ФАС ЗСО от 13.10.2003 по делу № Ф04/5173-897/А45-2003
Суд отметил, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ).
Следовательно, платежи, которые уплачиваются до формирования налогооблагаемой базы, являются авансовыми платежами, за неуплату или неполную уплату которых ответственность налоговым законодательством не предусмотрена.
Защита прав налогоплательщика
Определение КС РФ от 04.12.2003 № 418-О
КС РФ признал, что требование о представлении документов, подписанное налоговым инспектором, может быть обжаловано в арбитражный суд по статье 137 НК РФ.
Постановление ФАС СЗО от 31.07.2003 по делу № А26-7650/02-22
Суд отметил, что в первоначально направленном предприятию требовании от 16.09.99 № 04-10/11220 был установлен срок его исполнения - до 26 сентября 1999 года. Оспариваемое постановление принято налоговой инспекцией 15 февраля 2000 года, то есть с пропуском предельного срока бесспорного взыскания недоимки. Продление налоговым органом указанного срока повторным направлением требования противоречит статьям 69 и 70 НК РФ и не согласуется с пресекательным характером срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Постановление ФАС СЗО от 01.10.2003 по делу № А05-1288/03-76/9
Суд отметил, что налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о вручении требования и решения налогового органа руководителю организации-налогоплательщика (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иными способами, подтверждающими факт и дату их получения, либо документов, свидетельствующих об уклонении названных лиц от получения документов. Направление ненормативных актов заказным письмом в адрес филиала заявителя необоснованно, поскольку в силу статей 11, 19 и 27 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения организаций не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика.
Постановление ФАС СЗО от 26.06.2003 по делу № А52/3492/02/1
Суд признал, что налоговым органам не предоставлено права на предъявление в суд исков о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, и прекратил производство по делу.
Постановление ФАС ВВО от 28.07.2003 по делу № А29-9113/02А
Суд признал, что согласно статьям 52, 53 и 54 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, то есть не по отдельным хозяйственным операциям, а в целом за весь налоговый период с учетом налоговой базы в полном объеме.
Налоговый орган не проверил наличие у предприятия недоимки или переплаты по налогу на добавленную стоимость в целом за налоговый период. Суд сделал вывод, что налоговая инспекция не доказала обоснованности привлечения Общества к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ.
Постановление ФАС УО от 23.10.2003 по делу № Ф09-3524/03-АК
Суд взыскал убытки с Управления МНС России в виде расходов на юридическую помощь в суде. Взыскание убытков проводилось по отдельному иску о возмещении убытков, а не по нормам АПК РФ о судебных расходах.
Постановление ФАС УО от 23.10.2003 по делу № Ф09-3008/03-ГК
Суд указал, что несмотря на то что пунктом 11 статьи 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» предусмотрено право налогового органа на предъявление исков о признании сделок недействительными, это право отсутствует у налогового органа, так как оно не предусмотрено НК РФ.
Использованные сокращения
КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа
ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Внимание!
С условиями подписки на полную версию ежемесячного "Обзора судебной практики по налоговым спорам", подготовленную специалистами юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", вы можете ознакомится на сайте www.pgplaw.ru , либо послав запрос по электронной почте info@pgplaw.ru .