Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Обзор судебной практики по налоговым спорам

30, Марта 2004
Д.М. Щекин, партнер юридической компании
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук
 

Общие вопросы налогообложения

Решение ВС РФ от 04.09.2003 № ГКПИ 03-786

Суд признал законным постановление Правительства РФ от 18.06.99 № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации».

Суд отметил, что стоимость специальных марок не может быть признана сбором по статье 8 НК РФ, так как организации в соответствии с оспариваемым постановлением оплачивают эти марки с отнесением затрат на их приобретение на себестоимость табачной продукции, то есть предусмотрена, по мнению ВС РФ, возвратность затраченных денежных средств. Кроме того, средства от их приобретения перечисляются объединению «Гознак» для покрытия расходов, связанных с производством марок, а не на пополнение федерального бюджета.

 

Постановление ФАС СЗО от 02.10.2003 по делу № А 13-2146/03-14

Нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении сумм налогов, удержанных с налогоплательщиков.

Решение и требование налоговой инспекции в части взыскания с налогового агента за счет его собственных средств суммы налога (не перечисленной в бюджет в связи с ее неудержанием с налогоплательщиков) и соответствующих пеней признаны не основанными на нормах права.

 

Постановление ФАС МО от 04.07.2003 по делу № КА-А40/4145-03

Суд признал неправомерным применение статьи 40 НК РФ к аренде исходя из средней стоимости одного квадратного метра сдаваемых помещений.

Суд отметил, что налоговая инспекция проводит стоимостное сравнение арендных платежей за один квадратный метр по договорам без учета экономических условий и специфических особенностей сдаваемых в аренду площадей, колебаний потребительского спроса на них, иных существенных обстоятельств и условий договоров аренды, влияющих на размер арендной ставки (срок сдачи в аренду помещений, размер площадей, назначение помещений, место их расположения и др.).

 

Постановление ФАС ЗСО от 15.09.2003 по делу № Ф04/4678-780/А75-2003

Суд признал незаконным применение статьи 40 НК РФ к сделке по продаже скважинной жидкости между взаимозависимыми компаниями, так как налоговая инспекция оценила результаты спорных сделок по купле-продаже нефти исходя не из рыночной цены, как того требует законодательство, а из средней цены реализации нефти на основании информации, предоставленной Комитетом по экономической политике Администрации Ханты-Мансийского автономного округа с использованием статистических данных, а также с учетом сделок между взаимозависимыми лицами. При этом налоговым органом не представлено доказательств отсутствия влияния на результаты расчетов взаимозависимости лиц, сделки между которыми не были исключены из расчетов.

Иные налоги и сборы

Определение ВС РФ от 08.09.2003 по делу № 44-Г03-13

Суд признал закон Пермской области противоречащим НК РФ, так как в законе установлен срок уплаты транспортного налога - 1 августа, то есть до окончания налогового периода (года).

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2003 № 6884/03

Суд признал, что поскольку продажа продукции собственного изготовления через розничную торговую сеть является способом извлечения доходов от предпринимательской деятельности в сфере производства готовой продукции, Общество получает доходы от двух разных видов предпринимательской деятельности, которые подлежат раздельному налогообложению, и, следовательно, может быть признано плательщиком единого налога только в части доходов, полученных от реализации товаров, приобретенных со стороны.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2003 № 7726/03

Суд постановил, что перерасчет платы за недра исходя из себестоимости добытых полезных ископаемых не соответствует закону.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2003 № 7644/03

Суд указал, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

 

Постановление ФАС СЗО от 01.10.2003 по делу № А56-4818/03

Суд отметил, что при исчислении земельного налога ежегодный коэффициент применяется к базовой ставке, а не к ставке с учетом предыдущих коэффициентов. Коэффициенты не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размера. Коэффициент влияет на порядок исчисления налога, но не на ставку. Ставка при этом остается неизменной.

 

Постановление ФАС СЗО от 20.08.2003 по делу № А56-39989/02

Суд признал, что налог на пользователей автомобильных дорог подлежал уплате за 2001 и 2002 годы, так как приостановление действия какого-либо нормативного акта о налогах и сборах на конкретные налоговые периоды не может быть обстоятельством, с которым законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог.

Следовательно, вывод о том, что в 2001 и 2002 годах у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате названного налога, ошибочен.

 

Постановление ФАС ВСО от 19.09.2003 по делу № А19-563/03-18-Ф02-3009/03-С1

Суд отметил, что доход от сдачи имущества в аренду в полном соответствии с законодательством и правилами бухгалтерского учета правомерно не был включен заводом в состав выручки от реализации продукции (работ, услуг) и не учитывался при определении налоговой базы налога на пользователей автомобильных дорог.

 

Постановление ФАС ВСО от 08.10.2003 по делу № А69-722/03-7-Ф02-3326/03-С1

Из системного толкования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ следует, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 января 2003 года. Налогоплательщик обязан его уплачивать до конца 2002 года.

 

Постановление ФАС ВСО от 22.10.2003 по делу № А19-6980/03-44-Ф02-3556/03-С1

Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» не установлен срок уплаты налога на пользователей автодорог. Законом Иркутской области от 17.07.95 № 155 «О территориальном дорожном фонде» срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд также не установлен.

С учетом изложенного начисление и взыскание налоговой инспекцией пеней за несвоевременную уплату Обществом НПАД в территориальный дорожный фонд неправомерны.

 

Постановление ФАС ЗСО от 29.09.2003 по делу № Ф04/4870-694/А67-2003

Суд пришел к выводу, что прекращение действия с сентября 2002 года подпункта «м» пункта 1 статьи 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не означает отмены обязанности уплаты налога на пользователей автодорог с этого срока.

 

Постановление ФАС УО от 09.10.2003 по делу № Ф09-3367/03-АК

Суд признал наличие у Общества обязанности в 2002 году, в том числе после 1 января 2002 года, исчислять и уплачивать налог на пользователей автодорог.

 

Постановление ФАС СЗО от 16.06.2003 по делу № А42-8128/02-С3

Суд признал, что отчисления на ВМСБ не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его правовом смысле, как это предусмотрено в Определении от 10.12.2002 № 284-О и в Постановлении от 11.11.97 КС РФ. Эти отчисления носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и не являются налогом по своей правовой природе. Поэтому отсутствие сроков уплаты указанных отчислений в Законе не может свидетельствовать об отсутствии каких-либо сроков внесения отчислений на ВМСБ в бюджет. В соответствии с Законом РФ «О недрах» недра предоставляются в пользование на основании лицензии. Лицензия - это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных требований и условий.

Суд указал, что сроки уплаты ВМСБ могут быть установлены в лицензии.

 

Постановление ФАС СЗО от 15.09.2003 по делу № А44-493/03-С15

Согласно статье 34612 НК РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации.

Суд признал, что на Унитарное предприятие, имущество которого в силу прямого указания Закона не может быть распределено по вкладам (долям, паям), не распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 34612 НК РФ, поскольку согласно этой же норме в данном случае не могут быть применены такие понятия, как «доля» и «непосредственное участие».

Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа предприятию в переходе на упрощенную систему налогообложения со ссылкой на указанную норму.

 

Постановление ФАС ЦО от 02.10.2003 по делу № А48-1603/03-8

Налог с продаж доначислен Обществу с оборотов по реализации индивидуальным предпринимателям, закупавшим товары в количествах, свидетельствующих о том, что они приобретены для предпринимательской деятельности, а не для личного потребления.

Принимая во внимание, что налог с продаж в сущности является налогом на потребление, суд обоснованно при толковании статьи 349 НК РФ применил статью 11 НК РФ, где раздельно даны понятия «физические лица» и «индивидуальные предприниматели», и в этой связи правильно сделал вывод об отсутствии у Общества объекта обложения налогом с продаж и, как следствие, обязанности по его исчислению и уплате.

 

Постановление ФАС ЦО от 06.10.2003 по делу № А14-2081-03/83/25

Суд указал, что отгрузка обособленному подразделению с акцизного склада предприятия в рамках одного юридического лица не признается объектом налогообложения ни в специальной статье 182 НК РФ, ни в общей статье 39 НК РФ. При этом не происходит передачи права собственности ни на товары, ни на результаты выполненных работ одним лицом для другого лица.

Таким образом, Общество не являлось в спорный период плательщиком акциза при передаче алкогольной продукции от принадлежащего ему акцизного склада в его магазине.

Налоговый контроль

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2003 № 2203/03

Суд признал, что трехлетний срок проведения налоговых поверок должен соотноситься с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении. Поэтому если решение о проведении проверки принято в 2001 году, а фактически проверка проведена в 2002 году, то у налоговой инспекции нет права проверять 1998 год.

 

Решение ВАС РФ от 23.06.2003

Общество обратилось в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю (утвержден приказом МНС России от 23.01.2003) как не соответствующего статьям 6 и 46 Закона «Об исполнительном производстве», согласно которому взыскателю предоставляется информация только о факте наличия у должника-организации открытых счетов. По мнению заявителя, это приводит к невозможности самостоятельно предъявить исполнительный лист к счету организации-должника в банке.

Проверив Порядок, суд пришел к выводу, что Порядок не противоречит НК РФ и Закону «Об исполнительном производстве». Налоговые органы обязаны не разглашать сведения, являющиеся налоговой тайной (статьи 32 и 102 НК РФ).

 

Постановление ФАС УО от 14.10.2003 по делу № Ф09-3393/03-АК

Суд отметил, что на страхователя, зарегистрированного в органе ПФР по одному из оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 11 Закона 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», не может быть возложена юридическая ответственность за нарушение срока повторной регистрации в этом же органе по иному основанию. По смыслу пункта 1 статьи 11 Закона во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 6 страхователь не обязан повторно регистрироваться в одном и том же органе ПФР при наличии другого основания, указанного в пункте 1 статьи 11 Закона.

 

Постановление ФАС СЗО от 08.09.2003 по делу № А65-38935/02

Компания обратилась в суд с заявлением об обязании налогового органа снять ее с налогового учета в связи с изменением адреса нахождения ее исполнительного органа.

Суд в удовлетворении заявления отказал и отметил, что место нахождения организации - это место ее государственной регистрации.

 

Постановление ФАС СЗО от 20.10.2003 по делу № А42-2112/03-17

Суд признал, что Закон РФ «О государственной тайне» не содержит положений, позволяющих воинским частям не представлять в налоговые органы по месту учета сведения о доходах физических лиц - налогоплательщиков.

 

Постановление ФАС СЗО от 20.10.2003 по делу № А56-15461/03

Суд отметил, что транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет не подпадают под признаки «счета», указанные в статье 11 НК РФ. Следовательно, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии в банке транзитного валютного и специального валютного счетов.

 

Постановление ФАС СЗО от 24.10.2003 по делу № А05-5117/03-213/10

Суд признал, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, предприниматели, физические лица. Поэтому возникновение обязанности регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации законодатель связывает с проведением выплат физическим лицам.

Поскольку у некоммерческой организации не было выплат работникам, у нее не возникло обязанности регистрации в ПФР.

Ответственность

Определение КС РФ от 10.06.2003 № 316-О

Суд отметил, что статья 119 НК РФ, устанавливающая ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте.

 

Определение ВС РФ от 26.08.2003 по делу № 58-Г03-26

Статьей 18 Закона Хабаровского края от 30.12.2002 № 82 «О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год» доходы, остающиеся у организаций в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с Законом Хабаровского края «О налогах и сборах Хабаровского края», признаны целевым бюджетным финансированием. Установлена ответственность за нецелевое использование указанных доходов путем изъятия  их в соответствующий бюджет со взиманием платы за дни их использования.

Суд признал, что эти доходы не являются целевым бюджетным финансированием. Следовательно, установление ответственности за их нецелевое использование согласно статье 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов федерации в области регулирования бюджетных правоотношений и противоречит принципам налоговой системы.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2003 № 4243/03

Суд признал незаконным применение ответственности по статье 120 НК РФ за неведение организацией карточек по налогу на доходы физических лиц. Суд отметил, что поскольку законодатель в статье 120 НК РФ не указал однозначно, что под первичными документами понимаются в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание указанной правовой нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо.

 

Постановление ФАС СЗО от 12.08.2003 по делу № А56-34264/02

Первичные документы и сервер изъяты у налогоплательщика при проведении налоговой полицией оперативно-розыскных мероприятий 23 апреля 2002 года. Сервер возвращен 15 мая 2002 года, а часть документов - лишь после проверки и вынесения решения.

На этом основании суд сделал вывод, что налогоплательщик не имел возможности в срок составить бухгалтерскую отчетность, исчислить и уплатить налоги за I квартал 2002 года. Поэтому суд со ссылкой на пункт 2 статьи 109 НК РФ указал на отсутствие вины Общества в совершении правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и признал решение налогового органа в этой части недействительным.

 

Постановление ФАС ДО от 04.09.2003 по делу № Ф03-А73/03-2/2249

НК РФ не предусматривает возможности взыскания с налогоплательщика пеней за нарушение сроков внесения авансовых платежей по налогам, начисляемым расчетным путем без учета реальных финансовых результатов деятельности налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что решение налогового органа в части начисления пени по платежам за право пользования недрами при добыче полезных ископаемых недействительно.

 

Постановление ФАС СЗО от 21.10.2003 по делу № А66-2598-03

Суд признал, что поскольку в соответствии со статьей 286 НК РФ по итогам полугодия в бюджет вносится авансовый платеж налога на прибыль, то ответственность по статье 122 НК РФ за его неуплату неприменима.

 

Постановление ФАС СЗО от 24.10.2003 по делу № А56-271/03

Суд признал, что за неуплату взносов на обязательное пенсионное страхование ответственность по статье 122 НК РФ не применяется, так как эти платежи не включены в налоговую систему России. Суд также отметил, что налоговые органы некомпетентны налагать штрафы по этим платежам. В силу статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ это вправе делать органы государственных внебюджетных фондов.

 

Постановление ФАС ВСО от 09.10.2003 по делу № А19-10802/03-41-Ф02-3347/03-С1

Представленный по итогам 9 месяцев 2002 года налогоплательщиком квартальный расчет по налогу на имущество - это расчет по авансовым платежам, не подпадающий под признаки налоговой декларации.

В статье 119 НК РФ указывается на наступление ответственности в случае несвоевременного представления налоговой декларации, но эта ответственность не может быть применена за несвоевременное представление  расчетов по авансовым платежам. Поэтому налоговый орган правильно квалифицировал данное правонарушение по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

 

Постановление ФАС ВВО от 05. 03.2001 по делу № 1399/5

Суд отметил, что пункт 2 статьи 126 НК РФ не содержит оснований для применения налоговой ответственности в случае утраты документов по вине налогоплательщика.

 

Постановление ФАС ЗСО от 18.08.2003 по делу № Ф04/4018-1357/А45-2003

В соответствии со статьей 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо  банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. Судом исходя из буквального толкования диспозиции данной нормы сделан вывод, что необходимым условием для наступления ответственности являются действия по закрытию счета в банке самим налогоплательщиком, а не банком.

Защита прав налогоплательщика

Постановление ФАС ВВО от 21.05.2003 по делу № А31-2623/6

Суд отказал в иске о взыскании с МНС России расходов на оказание правовой помощи налогоплательщику в суде. Размер понесенных расходов нельзя признать обоснованным, поскольку оплата услуг по договору поставлена в зависимость не от объема оказанных услуг, а от суммы иска (10% от суммы, подлежащей зачету).

Кроме того, спорные затраты не могут быть для ОАО убытками, поскольку отнесены на себестоимость продукции.

 

Постановление ФАС СЗО от 18.08.2003 по делу № А56-6005/02

Первичные документы утрачены компанией при пожаре. Налоговый орган, опираясь на налоговые декларации, признал правильными облагаемые НДС обороты, но не признал налоговые вычеты, указав, что они не подтверждены первичными документами.

Суд признал действия налогового органа неправомерными и указал, что налоговый орган обязан был в такой ситуации воспользоваться своим правом определить налоги расчетным путем на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Суд также указал, что законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено при отсутствии первичных документов исчисление налоговой базы и соответственно суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, только на основании сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, к которым относится главная книга, а также на основании налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган.

 

Постановление Президиума ВС РФ от 22.01.2003

ВС РФ признал, что обжалование действий сотрудников ФСНП подведомственно судам общей юрисдикции.

 

Постановление ФАС СЗО от 25.07.2003 по делу № А56-1969/03

При возмещении с налоговой инспекции расходов на услуги адвокатов суд не принял во внимание ее довод, что в силу подпункта 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на оказание юридических услуг подлежат включению в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли.

Суд взыскал с налоговой инспекции 5000 рублей.

 

Постановление ФАС ПО от 18.07.2003 по делу № А 12-3539/03-С29

Суд при решении вопроса о законности доначисления земельного налога отметил, что из правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.01.2001 № 2-П, следует, что непризнание коэффициента 2, действующего с 1 января 2002 года (относительно ставки земельного налога, действовавшей в 2001 году), может повлечь неисполнение указанных местных бюджетов и привести к нарушению прав граждан в области социальных программ, намеченных муниципальными органами государственной власти. С учетом этого суд признал доначисление обоснованным.

 

Постановление ФАС УО от 07.10.2003 по делу № Ф09-3287/03-АК

Суд отметил, что в задачи судопроизводства в арбитражных судах входит проверка правомерности и обоснованности ненормативного акта, а не участие в совместной деятельности с налоговым органом по проведению углубленных налоговых проверок. В силу дополнительных гарантий налогоплательщика, изложенных в пункте 6 статьи 108 и пункте 1 статьи 65 НК РФ, решение налогового органа признано недействительным. Возможность объективного выявления фактов злоупотребления налогоплательщиком в виде необоснованного списания спорных сумм и выведения их из-под налогообложения исходя из содержания указанного нормативного акта, возможно только при документальной проверке, которая в данном случае не проводилась.

 

Постановление ФАС УО от 13.10.2003 по делу № Ф09-3369/03-АК

Суд признал, что оспариваемое решение налогового органа не содержит сведений о периоде финансово-хозяйственной деятельности, за который проводилась проверка, о вопросах проверки, видах проверявшихся налогов, составе должностных лиц проверяющей группы. Это не соответствует требованиям статей 87 и 89 НК РФ и затрагивает права и законные интересы заявителя.

Несоблюдение требований налогового законодательства к порядку назначения и принятия решения о проведении выездной налоговой проверки, несоблюдение прав и законных интересов налогоплательщика при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки служат основанием для признания оспариваемого решения недействительным.

 

Постановление ФАС ЗСО от 13.10.2003 по делу № Ф04/5315-736/А67-2003

Суд отметил, что, выставляя неоднократно требования об уплате задолженности по одним и тем же суммам пеней по акцизам на алкогольную продукцию, налоговый орган неправомерно увеличивал срок, установленный статьей 70 и пунктом 3 статьи 46 НК РФ для взыскания задолженности в бесспорном порядке за счет денежных средств налогоплательщика.

Использованные сокращения

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа

ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа

ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

 

Внимание!

Подписаться на полную версию ежемесячного «Обзора судебной практики по налоговым спорам», подготовленную специалистами юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», вы можете, позвонив по телефону (095) 967-00-07 либо направив запрос по электронной почте info@pqplaw.ru

 

Стоимость подписки на «Обзор» составляет 100$ в месяц.