В налоговой сфере
Правительство РФ намерено в 2004 году реализовывать три главные налоговые идеи 2003 года: введение спецсчетов для НДС, изъятие сверхдоходов и пересмотр отношения к налоговой оптимизации.
Ведомости. 2003. № 240. C. А3.
Минфин России рассмотрит возможность дополнительного снижения ставки НДС в 2005 году. Как считает министр финансов России, в случае введения в 2004 году спецсчетов НДС и их успешного применения ожидается увеличение доходов бюджета. НДС будет соответственно снижен.
Российская бизнес-газета. 2003. № 49. С. 1.
В Москве прошла конференция «Правовые аспекты внедрения НДС-счетов в РФ». На конференции выступили представители налоговой службы Болгарии. Они поделились опытом применения существующих только в этой стране специальных НДС-счетов.
Коммерсантъ. 2003. № 229. С. 14.
Введение спецсчетов НДС может отрицательно сказаться на бизнесе малых предприятий. Однако для малых предприятий есть возможность избежать введения спецсчетов: в соответствии с Законом о государственной поддержке малого бизнеса запрещается ухудшать условия налогообложения малых предприятий в течение первых четырех лет их деятельности.
Ведомости. 2003. № 233. С. А3.
В ближайшие годы Россия должна будет отказаться от взимания НДС с экспорта энергоносителей в Украину, Белоруссию и Казахстан, а эти государства прекратят субсидирование своих производителей, поставляющих товары в Россию. Такие меры предусмотрены в плане создания Единого экономического пространства.
Ведомости. 2003. № 234. С. А3.
Минэнерго России предлагает с 2006 года взимать природную ренту. По словам заместителя министра энергетики России, рентные платежи станут стимулом для разработки труднодоступных месторождений.
Ведомости. 2003. № 232. С. А3.
В Минэкономразвития России разработан проект поправок в НК РФ, радикально меняющих налогообложение нефтяной отрасли. Предлагается заменить налог на добычу нефти налогом за право добычи нефти, который предложено взимать с тонны подтвержденных запасов нефти, залегающих на участках недр, предоставленных налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством.
Ведомости. 2003. № 235. С. 1.
Президент РФ определил способ изымания сверхприбыли у нефтяных компаний: пополнить бюджет на 3 млрд. долл. можно с помощью экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.
Ведомости. 2003. № 236. C. А3.
Правительство РФ рассматривает целесообразность увеличения объема налоговых изъятий у компаний при высоких ценах на нефть. Высокими признаются цены свыше 25 долл. за баррель нефти сорта Urals.
Ведомости. 2003. № 238. C. А3.
По результатам социологического опроса россиян доля граждан, считающих необязательным платить налоги полностью, выросла c 1999 года в 1,5 раза. Используя недобросовестные схемы, предприниматели ежегодно недоплачивают государству от 60 до 200 млрд. руб.
Ведомости. 2003. № 232. С. А1.
Госдума приняла закон, отменивший с 1 января 2004 года инвестиционные льготы по налогу на прибыль. Отныне регионы могут «прощать» налогоплательщикам только 4% из 24-процентной ставки налога на прибыль.
Ведомости. 2003. № 236. С. А1.
Поправки в главу 25 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2004 года, ликвидировали деятельность внутренних офшоров.
Коммерсантъ. 2004. № 3. С. 20.
С 1 января 2004 года на территории РФ введен налог на имущество предприятий (вместо действовавшего ранее налога на имущество организаций). Налог взимается со стоимости зданий, транспорта, оборудования, инвентаря предприятий. Налогооблагаемая база в некоторых отраслях сократится примерно на 40%.
Российская газета. 2003. № 255. С. 1, 2.
Вице-премьер Правительства РФ напомнил торговым компаниям об их обещании в случае отмены налога с продаж снизить цены на отмененные 5%.
Ведомости. 2003. № 228. С. Б1.
Правительство РФ намерено принять окончательное решение о снижении единого социального налога к марту 2004 года. Решение принято на совещании председателя Правительства РФ с руководителями ведущих министерств.
Коммерсантъ. 2004. № 4. С. 14.
В состав Совета по борьбе с коррупцией вошли председатели Правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации, а также Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного судов Российской Федерации. Руководящие посты в антикоррупционном Совете заняли председатель Правительства РФ, его заместитель и заместитель главы Администрации Президента РФ. В первую очередь Совет будет искать источники коррупции в судах и налоговых органах.
Ведомости. 2004. № 2. С. А2.
С 2004 года российские банки будут вести отчетность по международным стандартам. Минфин России подготовил законопроект о введении в России международных стандартов финансовой отчетности.
Российская газета. 2003. № 258. С. 2.
Крупнейшие аудиторские фирмы России направили в Минфин России и Банк России письмо с требованием смягчить рекомендации банкам по выбору аудиторов их отчетности в соответствии с международными стандартами. Авторы письма полагают, что эти требования вытеснят российские аудиторские фирмы с рынка банковского аудита.
Коммерсантъ. 2004. № 4. С. 13.
Арбитражные суды России объявляют политику открытых дверей для СМИ с 1 января 2004 года: в арбитражных судах республик, краев, областей и городов России начинают работать подразделения по связям с общественностью. Такое решение стало итогом совещания представителей всех арбитражных судов России. Основной деятельностью пресс-служб станет освещение судебных заседаний (кроме закрытых по закону) и проведение опросов общественного мнения.
Российская бизнес-газета. 2003. № 49. С. 1, 5.
Комиссия по авторским правам Канады добилась введения специального прогрессивного налога на устройства, способные воспроизводить музыкальные файлы в формате Mp3. Покупатели этих устройств будут платить за них от 2 до 25 долл. в зависимости от технических параметров.
Ведомости. 2003. № 230. С. Б1.