Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Обзор судебной практики по налоговым спорам

30, Января 2004
Д.М. Щекин, партнер юридической
компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,
канд. юрид. наук

Общие вопросы налогообложения

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2003 № 5516/02

Суд указал,  что выплата повышенного районного коэффициента, установленного местными органами власти, в полном объеме относится на себестоимость продукции. (2002 год)

Постановление ФАС МО от 17.03.2003 по делу № КА-А41/1203-03

Деятельность арбитражного управляющего, назначенного судом для проведения процедур банкротства, не является самостоятельной реализацией услуг. При таких обстоятельствах у него отсутствовала обязанность по уплате налога с продаж.

Постановление ФАС ВВО от 15.01.2003 по делу № А82-121/02-А/1

Суд указал, что налоговый орган неправомерно применил статью 40 НК РФ и скорректировал затраты банка по процентам на вклады, так как ставки по кредитам, выдаваемым физическим лицам, существенным образом отличались в сторону увеличения не между собой, а в сопоставлении с кредитами, выдаваемыми юридическим лицам. Однако идентичными сделками в целях налогообложения кредитование физических и юридических лиц не может быть признано в силу существенного различия условий их осуществления.

Постановление ФАС СЗО от 22.04.2003 по делу № А56-30161/02

Исполнение филиалом обязанностей, вытекающих из законодательства о налогах и сборах, а также норм иных отраслей права, имеющих отношение к налогообложению, не зависит от того, утверждено ли положение о филиале и действует ли он на основании этого положения, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах юридического лица и т. п. Таким образом, обособленные подразделения юридического лица, в отношении которых не проведена процедура оформления в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, но которые осуществляют на определенной территории все или часть функций юридического лица, должны признаваться налоговыми органами филиалами соответствующего юридического лица. Следовательно, юридическое лицо обязано встать на учет в налоговом органе по месту осуществления его обособленными подразделениями функций этого лица на определенной территории.

Постановление ФАС ВСО от 28.04.2003 по делу № А69-1223/02-5-9-Ф02-1100/03-С1

Суд указал, что из материалов дела усматривается, что Закон Республики Тыва от 26.07.99 № 310 «О предоставлении льготного налогового режима участникам Системы дополнительных инвестиций в экономику Республики Тыва» официально не опубликован.

Вывод суда о том, что налоговые льготы, предоставленные указанным законом, налогоплательщиком применялись правильно, так как ранее их применение не оспаривалось налоговым органом, не основан на законе.

Налог на добавленную стоимость

Постановление ФАС МО от 01.04.2003 по делу № КА-А41/1688-03

Неуказание в счете-фактуре только адреса поставщика, при наличии в счетах-фактурах его идентификационного номера, номера телефона, а также при наличии печати с номером государственной регистрации (что позволяет идентифицировать поставщика) не является основанием для непринятия предъявленных обществу названными продавцами сумм налога к вычету или возмещению.

Суд указал, что по смыслу статьи 169 НК РФ основанием для непринятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению является одновременное отсутствие в счете-фактуре наименования, адреса и идентификационного номера продавца. (2001 год)

Постановление ФАС ЗСО от 07.04.2003 по делу № Ф04/1556-280/а03-03

Невыполнение требований к счетам-фактурам, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, в частности наличие дополнительной информации в наименовании товара, не может служить основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, предъявленных продавцом.

Постановление ФАС СЗО от 09.04.2003 по делу № А42-7998/02-С4

Из материалов дела усматривается, что счета-фактуры по товару, полученному от поставщиков, первоначально составленные с нарушением требований статьи 169 НК РФ, впоследствии были исправлены поставщиками и предъявлены налоговой инспекции с возражениями на акт проверки. Нормы главы 21 НК РФ не запрещают вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменить такой счет-фактуру на оформленный в установленном порядке.

Таким образом, налогоплательщик обоснованно предъявил к вычету суммы НДС, уплаченные по этим счетам-фактурам.

Постановление ФАС СЗО от 17.03.2003 по делу № А44-1997/02-С9

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет основных средств.

НК РФ не предусмотрено, что при выбытии основных средств до их полной амортизации налогоплательщик обязан возвратить в бюджет НДС, приходящийся на остаточную стоимость основных средств, на которую не начислен амортизационный износ.

Постановление ФАС ЗСО от 03.03.2003 по делу № Ф04/883-146/А46-03

Право налогоплательщика на предъявление к возмещению из бюджета НДС обусловлено лишь фактом его уплаты в составе цены за приобретенные материальные ресурсы и их оприходования. Нормы законодательства о налогах и сборах, как отметил суд, не содержат положений, обязывающих налогоплательщика проверять факт государственной регистрации его поставщиков и соответствие их ИНН предъявляемым требованиям.

Постановление ФАС ЦО от 15.04.2003 по делу № А14-7941-02/186/3

Доводы налогового органа об отсутствии результатов встречных проверок предприятий-поставщиков, как основание для отказа в возмещении НДС, обоснованно не приняты судом, поскольку действующее налоговое законодательство не предусматривает зависимости права экспортера на возмещение НДС от получения результатов встречных проверок.

Постановление ФАС ВВО от 06.03.2003 по делу № А28-7103/02-355/11

Суд указал, что при отсутствии реализации в налоговом периоде компания вправе заявить вычет по НДС по приобретенным товарам. (2002 год)

Постановление ФАС ВСО от 29.04.2003 по делу № А19-18284/02-15-Ф02-1160/03-С1

Суд отметил, что при обосновании экспорта подпункт 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не позволяет сделать однозначный вывод о том, что валютная выручка на счет налогоплательщика в российском банке должна поступать только с банковских счетов контрагента по договору - иностранного покупателя. Поэтому с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ можно сделать вывод о том, что для целей подтверждения права на получение возмещения НДС из бюджета достаточно доказать факт поступления валютных средств как от самого иностранного покупателя, так и от иных лиц, действующих в соответствии с указаниями покупателя.

Постановление ФАС ВСО от 03.04.2003 по делу № А19-15125/02-32-Ф02-819/03-С1

Суд отметил, что возмещение налогоплательщику из бюджета уплаченного поставщику товаров НДС НК РФ не ставится в зависимость от уплаты или неуплаты НДС в бюджет этим поставщиком. В законе не содержится дополнительных условий о том, что суммы НДС, уплаченные поставщикам, должны быть перечислены поставщиками в бюджет, после чего покупатель товара вправе отразить эти суммы НДС и претендовать на возмещение из бюджета.

Постановление ФАС ПО от 21.01.2003 по делу № А 12-10202/02-С36

В НК РФ право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению.

Постановление ФАС ЗСО от 07.04.2003 по делу № Ф04/1481-346/А46-03

Суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для направления заявителю требования об уплате недоимки по НДС, поскольку заявленный налогоплательщиком налоговый вычет по декларации по ставке 0% превышает сумму налога, заявленную к уплате с облагаемых операций за тот же налоговый период, что исключает возникновение обязанности по уплате налога.

Постановление ФАС УО от 07.05.2003 по делу № Ф09-1227/03-АК

Сделки по приобретению товаров совершены предприятием с обществами, которые фактически не созданы и не состоят на государственном учете в качестве субъектов предпринимательской деятельности, соответственно не состоят на налоговом учете как налогоплательщики.

Несуществующие юридические лица не обладают правоспособностью и не подпадают под понятие, определенное статьями 48 и 49 ГК РФ. Следовательно, они не могут иметь гражданских прав и нести гражданские обязанности, а действия истца и указанных лиц не могут быть признаны сделками (ст. 153 ГК РФ). В связи с изложенным начисление НДС, налога на прибыль, пени и штрафов по сделкам с несуществующими лицами является обоснованным, соответствует статье 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», статьям 171 и 172 НК РФ и статье 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете».

Постановление ФАС УО от 20.05.2003 по делу № Ф09-1451/03-АК

В соответствии с пунктом 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат: суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборки (монтажа) основных средств; суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ; суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Указанные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет объектов соответственно завершенного или незавершенного капитального строительства (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ).

Суд отметил, что доводы инспекции о том, что право на налоговый вычет у общества возникает только с момента государственной регистрации основных средств, не могут быть приняты, поскольку указанные обстоятельства по смыслу приведенных норм закона не имеют значения для целей налогообложения и не влияют на предоставление вычета налогоплательщику.

Налог на прибыль

Решение ВАС РФ от 26.02.2003 по делу № 11966/02

Суд указал, что право относить на расходы, уменьшающие прибыль, отчисления на содержание потребительских обществ и союзов распространяется на все организации системы потребительской кооперации с 1 января 2002 года, и признал Инструкцию по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденную приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585, не действующей в соответствующей части.

Постановление ФАС МО от 03.04.2003 по делу № КА-А40/1573-03

Позиция налогового органа о возможности списания на себестоимость лизинговых платежей (затрат истца) лишь в размере амортизационных отчислений не основана ни на нормах налогового, ни на нормах бухгалтерского законодательства.

Положение о составе затрат лизинговые   платежи и амортизационные отчисления относит на себестоимость отдельно и самостоятельно.

Оснований для начисления амортизации до приобретения имущества в собственность у истца не было. А связь срока действия лизингового договора со сроком амортизации арендованного имущества не приводит к зависимости размера лизинговых платежей и размера амортизации в каждый конкретный период, в том числе и в налоговый период.

Арендная плата по обычному договору аренды также учитывает износ (амортизацию) имущества, однако это обстоятельство не влияет на возможность отнесения на себестоимость арендных платежей, если договором предусмотрена возможность выкупа арендованного имущества.

Последующее принятие арендатором выкупленного имущества на баланс означает учет этого имущества по стоимости приобретения (затрат), а не нулевой стоимости, как совершенно необоснованно считает налоговый орган. Дальнейшее начисление амортизации на учетную стоимость этого имущества не приводит к повторному списанию на себестоимость затрат на приобретение.

Постановление ФАС ВВО от 11.03.2003 по делу № А79-3984/02-СК1-3527

Суд указал, что аренда автомобиля у физического лица относится на себестоимость, так как статус арендодателя не является критерием отнесения имущества к основным средствам.

Постановление ФАС ВВО от 13.03.2003 по делу № А82-104/02-А/6

Суд указал, что на себестоимость относятся фактические затраты по топливно-энергетическим ресурсам без каких-либо норм.

Суд отметил, что расходования их на иные цели, не связанные с производством, налоговым органом в ходе проверки не установлено. Признание части указанных расходов чрезмерными, произведенными в результате несоблюдения технологических нормативов, не свидетельствует об их иной целевой направленности. Таким образом, затраты по спорным топливно-энергетическим ресурсам правомерно отнесены на себестоимость продукции. (2000 год)

Постановление ФАС СЗО от 06.03.2003 по делу № А56-23074/02

Основным условием для применения льготы по капитальным вложениям является наличие у налогоплательщика нераспределенной прибыли, остающейся в его распоряжении после налогообложения, на момент фактической оплаты расходов, направленных на финансирование капитальных вложений, то есть на момент использования льготы.

Постановление ФАС ВСО от 25.03.2003 по делу № А33-10944/02-С3-Ф02-702/-3-С1

Предприятие в 2000 году оплатило капитальные вложения, а в 2001 году приняло их к учету и заявило по 2001 году льготу по капитальным вложениям. Налоговый орган указал, что льгота должна использоваться за 2000 год, так как именно в этом году и была произведена оплата. Однако суд признал правомерным использование льготы за 2001 год и указал, что для того чтобы отразить в бухгалтерском учете затраты, произведенные организацией с целью финансирования долгосрочных инвестиций, необходима совокупность условий: оплаченные счета и оприходованные и постановленные на учет объекты основных средств.

Постановление ФАС УО от 07.05.2003 по делу № Ф09-1295/03-АК

Суд отметил, что законодательство о налогах и сборах не содержит требования о наличии нераспределенной прибыли текущего периода как условие для применения налоговой льготы, связанной с финансированием капитальных вложений.

Постановление ФАС ЦО от 20.05.2003 по делу № А68-195/14-АП-02

Суд указал, что при использовании льготы по капитальным вложениям размер нераспределенной прибыли по данным бухгалтерского учета значения не имеет, и льгота должна рассчитываться от облагаемой прибыли.

Постановление ФАС ВВО от 17.06.2002 по делу № А43-9113/01-9-247

Суд указал, что банк правомерно списал 100% стоимости компьютерной техники (стоимостью менее 100 МРОТ) при вводе ее в эксплуатацию как МБП, так как налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что приобретаемые банком комплектующие к компьютерной технике (мониторы, принтеры, клавиатура и т. д.) составляют единый комплекс сочлененных предметов (локальную банковскую компьютерную сеть) и могли использоваться только в совокупности при подключении к компьютерной сети.

Единый социальный налог

Определение КС РФ от 07.02.2003 № 65-О

Суд указал, что статья 245 НК РФ, по которой адвокаты освобождены от уплаты ЕСН в Фонд социального страхования, конституционна, поскольку адвокаты вправе в добровольном порядке уплачивать взносы в ФСС, и в этом случае они будут получать предусмотренные законом выплаты из ФСС (в том числе пособие по безработице, родам и по уходу за ребенком до полутора лет).

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.04.2003 № 19/03

Суд указал, что по статье 238 НК РФ от ЕСН освобождаются товарищества собственников жилья, выплачивающих заработную плату своим сотрудникам за счет членских взносов собственников жилья.

Постановление ФАС ВВО от 01.04.2002 по делу № А29-7564/01А

Поскольку авансовые платежи по единому социальному налогу исчисляются по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ, их уплата соответствует признакам уплаты налога. Поэтому в случае неисполнения обязанности по уплате авансовых платежей имеются основания для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Постановление ФАС ДО от 02.04.2003 по делу № Ф03-А73/03-2/551

Осуществление компанией выплат в пользу работников и членов их семей за счет средств, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, не влекут обязанности по уплате единого социального налога в связи с отсутствием объекта налогообложения.

Ссылка налоговой инспекции на пункт 4 статьи 237 НК РФ, определивший, по ее мнению, дополнительный вид объектов налогообложения, неосновательна.

Выплаты, произведенные организацией в любой форме за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль, согласно пункту 4 статьи 236 НК РФ не облагаются единым социальным налогом.

Иные налоги и сборы

Постановление ФАС СЗО от 24.04.2003 по делу № А56-2722/02

Суд отметил, что обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом. Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия норм. Поскольку нормами закона о бюджете регулируются отношения по формированию бюджета на определенный финансовый год, такие нормы являются срочными и прекращают свое действие в последний день календарного года.

Постановление ФАС СЗО от 21.02.2003 по делу № А56-27819/02

Дифференцированные ставки земельного налога, действующие в Санкт-Петербурге, не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 НК РФ, так и конституционно установленным принципам налогообложения.

Постановление ФАС ЗСО от 14.04.2003 по делу № Ф04-1753-262/А75-03

Суд вернул из бюджета налог на пользователей автодорог как излишне уплаченный, так как с 1 сентября 2002 года этот налог исключен из перечня взимаемых налогов. Суд не применил статью 4 Закона РФ от 24.01.2002 № 110-ФЗ, так как ее действие не распространяется на 2002 год (данная статья вступает в силу с 1 января 2003 года).

Налоговый контроль

Постановление ФАС ВСО от 29.04.2003 по делу № А33-16047/02-СЗн-Ф02-1117/03-С1

Суд признал незаконным истребование налоговой инспекцией у предприятия по камеральной проверке книг покупок и продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, так как из анализа статьи 88 НК РФ следует, что документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, представляются налогоплательщиком самостоятельно вместе с налоговой декларацией и дополнительные документы могут быть истребованы налоговым органом лишь в случае обнаружения ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах.

Постановление ФАС ВСО от 23.04.2003 по делу № А33-14577/02-СЗн-Ф02-1087/03-С1

Анализируя статью 88 НК РФ, суд пришел к выводу, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах.

Постановление КС РФ от 18.07.2003 № 14-П

Суд признал конституционным право налоговых органов предъявлять иски ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным подпунктом 16 пунктом 1 статьи 31 НК РФ. Суд также отметил, что по статье 61 ГК РФ неоднократные нарушения Закона, должно быть столь существенным основанием для ликвидации юридического лица, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации.

Защита прав налогоплательщика

Определение КС РФ от 07.03.2003 № 120-О

Суд указал, что при принятии КС РФ решений в них в целях обеспечения стабильности правоотношений могут устанавливаться отсрочки исполнения решений КС РФ. В период действия такой отсрочки применению подлежит ранее действующее правовое регулирование, которое признается КС РФ в этом решении неконституционным.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 № 8156/02

Суд указал, что лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика.

Суд также отметил, что необоснованно начисление пени на сумму реструктуризованной задолженности, по которой предусмотрены к оплате проценты, уже имеющие компенсационную природу.

Постановление ФАС МО от 14.04.2003 по делу № КА-А40/1947-03

При рассмотрении спора о признании недействительным решения налоговой инспекции суд удовлетворил ходатайство компании о взыскании с налоговой инспекции расходов на адвокатов.

Постановление ФАС МО от 31.03.2003 по делу № КА-А41/1670-03

Суд оставил заявление налоговой инспекции о взыскании налога без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 АПК РФ, так как законодательством предусмотрен добровольный порядок выполнения обязанности по уплате налога путем исполнения предъявленного налогоплательщику требования об уплате налога.

Обращение же с иском является формой принудительного исполнения обязанности по уплате налога и может последовать только после неисполнения данной обязанности в добровольном порядке.

Использованные сокращения

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа

ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа

ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Внимание!

С условиями подписки на полную версию ежемесячного "Обзора судебной практики по налоговым спорам", подготовленную специалистами юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", вы можете ознакомится на сайте www.pgplaw.ru , либо послав запрос по электронной почте info@pgplaw.ru .