Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые и административные меры по оказанию поддержки бизнесу: лучшие практики

10, Апреля 2020

Налоговая сессия в рамках LF 9 ½

Санкт-Петербургский международный юридический форум (ПМЮФ) в 2020 году открылся в режиме on-line 10 апреля налоговой сессией. Эксперты ПМЮФ представили налоговые антикризисные меры, принимаемые разными странами.1

Модератор сессии - Вольвач Д.В., заместитель руководителя ФНС России, обозначил два основных направления работы налоговых администраций стран сейчас – во время пандемии COVID-19 – это выработка налоговых мер поддержки бизнеса и переход на удаленное налоговое администрирование.

Спикеры:
Грин П., глава Секретариата Форума по налоговому администрированию ОЭСР
Брэдбери Д., начальник отдела налоговой политики и статистики Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР
Хуанг С., заместитель генерального директора Департамента международного налогообложения Государственного налогового управления КНР
Сатин Д.С., заместитель руководителя ФНС России
Кучеров И.И., заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Грин П. рассказал, что созданы две виртуальные рабочие группы, которые собирают и обобщают информацию из разных стран, чтобы на ее основе готовить различные документы – рекомендации.
Сейчас остро стоят вопросы соблюдения сроков в налоговом праве: сроки возмещения налогов, сроки их уплаты и т.д. Важно качество поддержки налогоплательщиков со стороны налоговых администраций.
Одним из самых актуальных вопросов «повестки дня» является поддержка бизнеса, его бизнес-процессов, но принимаемые меры зависят от глубины и скорости влияния пандемии COVID-19 на тот или иной бизнес.
Есть вопросы и с обеспечением безопасности сотрудников налоговых органов в условиях пандемии, их переподготовкой к работе в новых условиях, с операционной поддержкой.
Но уже сейчас мы видим, насколько цифровизация помогает всем нам в перестройке системы администрирования – в заключение заметил спикер. Если мы готовы двигаться в этом направлении и дальше, то по завершении пандемии мы продвинемся далеко вперед в работе с налогоплательщиками.

Бредбери Д. обратил внимание на долгосрочные вызовы, которые ставит перед странами текущая ситуация: «Готовы ли страны восстановить устойчивость развития экономики после окончания пандемии?»
Поддержка нужна в первую очередь бизнесу, пострадавшему от пандемии - домохозяйствам, компаниям в сфере здравоохранения – уточнил спикер. Возможные и чрезвычайные меры можно разделить на две группы: в части поддержания бесперебойного потока денежных средств и в части сохранения занятости работников. К первой группе можно отнести прямое денежное финансирование, отложение сроков исполнения налоговых обязанностей, снижение налоговых ставок и т.д. Ко второй группе мер относятся сокращение рабочей недели, выплата пособий в связи с безработицей. При этом для всех мер важна оперативность их предоставления.
Отвечая на поставленный в начале своего выступления вопрос, спикер посоветовал всем странам разрабатывать уже сейчас стратегию выхода из кризиса в целях возврата к устойчивому развитию экономики.

Хуанг С. поделился опытом Китая в борьбе с негативными последствиями коронавируса.
Непрерывный поток денежных средств был обеспечен принятием решения об освобождении от уплаты НДС в течении трех месяцев тех компаний, которые оказались в эпицентре вируса. В итоге налогового бремя малого бизнеса снизилось с 3 до 1 %). По НДФЛ государство предоставило рассрочку уплаты до 8 лет (обычно возможна до 5 лет). Введено освобождение от уплаты социальных платежей на 5 месяцев. Применительно к физическим лицам принято решение не облагать личным подоходным налогом выплачиваемые им пособия. Освобождены от налога вложения бизнеса в обновления производства. Производители также могут получить компенсацию за неработу во время пандемии. Предусмотрена и поддержка потребителей через освобождение (существенное снижение ставки) от уплаты НДС для ряда отраслей экономики (кейтеринг, перевозки, отели и т.д.). Эта мера послабления уже высвободило у бизнеса 23 млрд долл.
И, наконец, «большие данные» налоговая администрация Китая использует для мониторинга ситуации. Так, информация банков (данные счетов-фактур) передается в правительство для принятия мер поддержки в отношении пострадавших от пандемии компаний.

Сатин Д.С. рассказал о том, как в России происходит онлайн-мониторинг ситуации. На базе налоговых органов создаются ситуационные центры по всей стране. Важна обратная связь с бизнесом для принятия оперативных решений.
«Экстраординарность и беспрецедентность текущей ситуации показали, что сформированное за десятилетие налоговое законодательство РФ не способно оперативно меняться» - пояснил спикер. В связи с этим Правительству РФ даны новые полномочия в части переноса сроков уплаты налогов и сроков проверок, предоставления отсрочек (рассрочек), предусмотренных НК РФ. Это позволило оперативно принять первый пакет мер поддержки бизнеса.
В части налогового администрирования перенесены сроки сдачи отчетности (на три месяца); приостановлены контрольные мероприятия (выездные проверки и мероприятия, которые предполагают прямой контакт с налогоплательщиком); введен мораторий на применение налоговыми органами мер обеспечения.
«Мы прекрасно понимаем, что могут быть злоупотребления (в частности по НДС) со стороны налогоплательщиков, поэтому в некоторых сферах контроль продолжается в прежнем виде» - обратил внимание спикер. Например, проводятся проверки права на возмещение НДС. В этом плане налоговым органам помогает действующая в России 100-процентная электронная отчетность по НДС.
Для наиболее пострадавших отраслей экономики, для малого и среднего бизнеса перенесены на более позднее время сроки уплаты налогов, которые наступают в 1 и 2 кв. 2020 г. При этом после того, как компании воспользуются этим правом, им будет предоставлена рассрочка на один год по уплате этих налогов.
Для малых и средних компаний снижены страховые взносы, уплачиваемые в первом полугодии 2020 г. Для иных компаний, наиболее пострадавших от пандемии, введена отсрочка (рассрочка) уплаты налогов без предоставления обеспечения.
Но эти меры поддержки не последние. Правительством РФ готовится второй пакет мер.

Кучеров И.И. подвел некоторые итоги обсуждения. Обеспечить соблюдение требований налогового законодательства в текущей ситуации порой невозможно, значит, и применение мер ответственности и т.п. мер должно быть пересмотрено.
Каждая страна идет своим путем, на этом фоне важны рекомендации ОЭСР. Очевидно, что в такой ситуации выручают цифровые технологии, также очевидно, что налоговое администрирование будет и дальше «уходить» в эту сферу. Российская налоговая служба в этой части уже продвинулась далеко.
Новые полномочия Правительства РФ были реализованы уже на следующий день после их появления в законе. Пока принятые Россией меры касаются в основном администрирования налогоплательщиков. Но бизнес ждет и мер поддержки, снижающих налоговое бремя. В этой части Правительственной комиссией уже одобрен законопроект о внесении изменений в ст. 264 НК РФ в части расширения перечня расходов, учитываемых при налогообложении прибыли – к ним отнесены расходы на приобретение средств защиты, диагностики вируса и т.п.

Завершая сессию, Вольвач Д.В. пообещал, что на все вопросы присоединившихся к онлайн-сессии спикеры дадут ответы, которые организатор Форума обнародует.

 

1 Читайте также Межстрановой отчет на сайте "Налоговеда".