Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

COVID-19: экономические меры в Евросоюзе

23, Марта 2020

К.А. Пономарева, доцент кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, канд. юрид. наук

Органами ЕС довольно долго время не принималось никаких мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, хотя согласно ст. 6 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) Союз компетентен осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение действий государств-членов в сфере охраны и улучшения здоровья людей. Ответ Еврокомиссии на вызовы COVID-19 последовал лишь 13 марта 2020 г[1].

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: «пандемия коронавируса – это не только беспрецедентный вызов для наших систем здравоохранения, но и шок для наших экономик. Мы сделаем все необходимое, чтобы поддержать европейцев и европейскую экономику». Но основной финансовый ответ на коронавирус будет исходить из национальных бюджетов государств-членов.

Правила государственной помощи ЕС позволяют государствам-членам принимать быстрые и эффективные меры для поддержки граждан и компаний, в частности, субъектов малого и среднего предпринимательства, сталкивающихся с экономическими трудностями из-за вспышки COVID-19. Государства-члены могут разработать достаточные меры поддержки в соответствии с существующими правилами ЕС. Это могут быть решения о субсидировании заработной платы, приостановлении выплат корпоративного налога и НДС, социальных взносов. Государства-члены могут оказывать финансовую поддержку непосредственно потребителям, например, в случае аннулирования услуг или билетов, которые не возмещаются соответствующими операторами. Кроме того, правила государственной помощи ЕС позволяют государствам-членам помогать компаниям справляться с нехваткой ликвидности и нуждающимся в срочной помощи. Статья 107(2) (b) ДФЕС позволяет государствам-членам компенсировать компаниям ущерб, непосредственно причиненный исключительными случаями, включая меры в таких секторах, как авиация и туризм.

Так, воздействие вспышки COVID-19 в Италии приобрело масштабы, которые позволяют использовать ст. 107(3)(b) TFEU. Это Европейской комиссии (далее – Комиссия) утверждать дополнительные меры национальной поддержки для устранения серьезных нарушений в экономике государства-члена. При оценке Комиссией использования ст. 107(3)b для других государств-членов будет использоваться аналогичный подход. 

Мобилизация бюджета ЕС

В ближайшие недели 1 млрд евро будет перенаправлен из бюджета ЕС в качестве гарантии Европейскому инвестиционному фонду для стимулирования предоставления банками денежной помощи малым и средним предприятиям. Это поможет по меньшей мере 100 000 европейским малым и средним предприятиям получить финансирование в размере около 8 млрд евро. Также планируется предоставить кредитные каникулы должникам, которые находятся в неблагоприятном положении.

Комиссия ускорит подготовку законодательного предложения по европейской системе страхования от безработицы, а также будет способствовать развертыванию Европейского социального фонда, ориентированного на поддержку работников и здравоохранения.

Европейский фонд адаптации к глобализации также может быть мобилизован для поддержки уволенных работников и самозанятых в условиях нынешнего и будущего регулирования. В 2020 г. на эти цели будет выделено до 179 млн евро.

Кроме того, Комиссия предлагает расширить сферу действия Фонда солидарности ЕС, с тем чтобы при необходимости мобилизовать его для наиболее пострадавших государств-членов. В 2020 г. будет выделено до 800 миллионов евро. 

Последние обновления

20 марта 2020 г. Европейская комиссия одобрила французские схемы государственной помощи для поддержки экономики этой страны. Две схемы позволяют французскому государственному инвестиционному банку Bpifrance предоставлять государственные гарантии по коммерческим кредитам и кредитным линиям соответственно для предприятий с численностью работников до 5000 человек. Третья схема предполагает предоставление госгарантий банкам по новым кредитам для всех типов компаний.

Исполнительный вице-президент Еврокомиссии Маргрете Вестагер, отвечающая за политику в области конкуренции, сказала: «Наше решение одобряет меры, принятые французским правительством. Ожидается, что они мобилизуют 300 миллиардов евро для компаний, пострадавших от этой беспрецедентной ситуации. Сегодня мы утвердили эти схемы в рамках новой временной структуры государственной помощи – менее чем через
48 часов после ее принятия. Мы круглосуточно работаем с государствами-членами, чтобы они могли принимать быстрые, эффективные и целенаправленные меры по поддержке европейской экономики в это сложное время, сохраняя при этом единый рынок»[2].

Комиссия пришла к выводу, что эти меры являются необходимыми, надлежащими и соразмерными для устранения серьезных нарушений в экономике государства-члена в соответствии со ст. 107(3)(b) ДФЕС. В частности, они охватывают гарантии по кредитам с ограниченным сроком погашения и размером. Они также ограничивают риск, принимаемый государством, до 90%. Это гарантирует, что поддержка будет быстро доступна и ограничена кругом лиц, нуждающихся в ней.

На этой основе Комиссия одобрила меры, предусмотренные Правилами предоставления государственной помощи ЕС. Они предусматривают пять видов помощи, которые могут предоставляться государствами-членами:

(i) прямые субсидии, выборочные налоговые льготы и авансовые платежи: государства-члены смогут создавать схемы предоставления компании до 800 000 евро для удовлетворения ее неотложных потребностей в ликвидности;

(ii) государственные гарантии по кредитам, полученным компаниями от банков: государства-члены смогут предоставлять государственные гарантии для обеспечения того, чтобы банки продолжали предоставлять кредиты нуждающимся в них клиентам. Эти государственные гарантии могут покрывать кредиты, которые помогут предприятиям покрыть текущие потребности в оборотном капитале и инвестициях;

(iii) субсидируемые государственные займы компаниям: государства-члены смогут предоставлять компаниям займы с благоприятными процентными ставками с целью покрытия текущих потребностей в оборотном капитале и инвестициях;

iv) гарантии для банков, которые направляют государственную помощь в реальный сектор экономики: некоторые государства-члены планируют наращивать кредитный потенциал банков и использовать его в качестве канала поддержки предприятий, в частности, малых и средних. Эта система четко определяет, что такая помощь рассматривается как прямая помощь клиентам банков, а не самим банкам (даны рекомендации о том, как обеспечить минимальное искажение конкуренции между банками);

v) страхование краткосрочных экспортных кредитов. 

Временные меры будут действовать до конца декабря 2020 г. В целях обеспечения правовой определенности Комиссия до этой даты проведет оценку необходимости ее продления.

 

[1] European Commission.COVID-19: Commission sets out European coordinated response to counter the economic impact of the Coronavirus // https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_459 

[2] European Commission. Press Release 21 March 2020. State aid: Commission approves French schemes to support economy in Coronavirus outbreak // https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_503