15 Всероссийский налоговый форум ТПП РФ «Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти»
В завершение двухдневной работы Форума (28-29 октября 2019 г.) состоялось пленарное заседание. Открыл его глава ТПП РФ Катырин С.Н.
Он напомнил участникам о так и нерешенной проблеме неналоговых платежей, которую несколько лет назад подняли на этой же площадке. По данным Минфина России они составляют 33,3% всех обязательных платежей и не превышают 1% ВВП. Хотя с такой оценкой можно и поспорить – заметил выступающий. Эти платежи не кодифицированы, единые правила их уплаты и взыскания не определены.
Но что мы видим в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг.? Предложено включить в НК РФ три платежа – утилизационный и гостиничный сбор, сбор с операторов связи. Очевидно, что такое решение приведет к повышению административной нагрузки на бизнес. По мнению ТПП РФ, нужно продолжать настаивать на разработке и принятии отдельного рамочного закона о неналоговых платежах.
Еще одно предложение Палаты - изменить границы деления бизнеса по категориям, сгладить переход из одной в другую. При таком регулировании, к примеру, вопрос борьбы с незаконным дроблением бизнесом будет во многом решен.
Стоит также пересмотреть практику вызова на допрос руководителей крупных компаний. Для них более эффективным является истребование информации и документов.
В заключение Катырин С.Н. предложить подумать о разработке новой редакции НК РФ на перспективу.
По мнению руководителя ФНС России Мишустина М.В., участвовавшего в работе пленарной сессии Форума, идея переписать Кодекс вызывает опасения. НК РФ совершенствуется и текущей практикой – заметил он.
Реформирование системы неналоговых платежей необходимо. Он напомнил, что эта идея исходит от бизнес-ассоциаций. Но бизнес уже понял, что признание таких платежей налоговыми (включение их в НК РФ) влечет передачу их администрирования налоговым органам, которое, очевидно, жестче любого другого. Кроме того, не стоит забывать, что Всемирный банк включит новые платежи в оценку качества налоговой системы страны как увеличивающие налоговую нагрузку. Служба выступает «за» качественную инвентаризацию неналоговых платежей.
Плавный переход с одного налогового режима на другой, изменение пороговых значений для бизнеса в связи с этим также поддерживаем – сказал глава ФНС. Можно рассмотреть и такой вариант: повышение ставки налога при превышении допустимого предела.
В ответ на информацию главы ТПП РФ про допросы руководителей крупных компаний Мишустин М.В. заметил, что такой практики нет и предложил ТПП РФ сообщить о подобных случаях. При этом заметил, что вызов на допрос руководителя компании правомерен, если у налогового органа есть данные о том, что он представляет транзитную компанию и т.п. Налоговые органы перешли на удаленную работу с налогоплательщиками путем направления им требований. При этом Служба борется с избыточными требованиями о предоставлении документов.
Далее руководитель ФНС России обозначил новый тренд в экономике – это создание цифровых платформ, которые соединяют напрямую заказчиков с исполнителями, минуя регуляторов. Они вытесняют традиционные отрасли экономики и даже «убивают бизнес». Налоговые органы при этом испытывают серьезные трудности с взиманием налогов с цифровых платформ. «Мы в России пытаемся встроиться в этот процесс без лишней нагрузки на бизнес» - сообщил Мишустин М.В., указав в качестве примера на новый налоговый режим для самозанятых. Налоговые службы должны стать частью цифровой экономики.
Говоря о системе АСК-НДС, он указал на то, что ее внедрение кардинально изменило отношение к недобросовестной налоговой конкуренции в бизнесе: доля сомнительных операций с НДС снизилась за время ее работы до 0,6% (в 2016 г. – 8%).
Рассказал выступающий и об эксперименте по документальной прослеживаемости товарок, выделив его цели:
- освобождение рынка от недобросовестных,
- снижение административной нагрузки,
- повышение эффективности таможенного и налогового контроля.
В части реализации отраслевых проектов замечено, что созданы реестры добросовестных операторов клиринга (187 организаций-участников), участников АПК (12,5 тыс.) и торговли электроникой. Если налоговый орган видит разрывы в цепочках по НДС, он сообщает о них участникам рынка, и те уже не могут работать с таким контрагентом до выяснения причин разрывов – пояснил докладчик.
Новая форма взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками - налоговый мониторинг - уже показывает свою эффективность. В 2020 году компаний, присоединившихся к налоговому мониторингу, станет 95, а это 30% налогов, обеспечивающих поступления в федеральный бюджет. Он рассказал, что Служба работает над законопроектом по снижению порога участия в мониторинге – с 3 до 2 млрд руб. стоимости активов и доходов, с 300 до 200 млн руб. уплаченных налогов.
И, наконец, АИС Налог 3 – одна из крупнейших баз данных в мире, к которой «мы шли 20 лет» - подчеркнул руководитель ФНС: 174 млн налогоплательщиков администрируются в едином облаке 12,7 млрд объектов в базе данных, 10 тыс. транзакций ежеминутно, 150 тыс. пользователей – сотрудников налоговых органов и т.д.
Далее руководители рабочих групп, действующих при ТПП РФ, рассказали о работе круглых столов в рамках Форума:
- круглый стол № 1 «Трансфертное ценообразование»
- круглый стол № 2 «Регуляторные проблемы налогового контроля»
- круглый стол № 3 «Управление налоговыми рисками. Правила игры 2019+»
- круглый стол № 4 «Налоговый мониторинг: новая веха налогового контроля. Новая философия взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов»
- круглый стол № 5 «Электронный документооборот, онлайн кассы и маркировка товаров – путь к цифровой экономике. Новые обязанности и новые возможности для бизнеса»
- круглый стол № 6 «Направления совершенствования законодательства об ответственности за налоговые преступления»
- круглый стол № 7 «Актуальные вопросы косвенного налогообложения. Акцизы»
Выработанные их участниками рекомендации будут включены в итоговый документ Форума – Резолюцию, которая традиционно направляется в Федеральное Собрание РФ, Минфин России, ФНС России и др. госорганы.