Телефон подписки
8-800-555-66-00

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Цифровые финансовые активы: вопросы налогообложения

31, Июля 2019

30 июля в Центральном аппарате Ассоциации юристов России состоялось заседание Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения АЮР. 

В заседании приняли участие члены Комиссии и Центрального аппарата АЮР, представители ФНС России, Международной налоговой Ассоциации, Организации экономического сотрудничества и развития, экс-судьи, юристы, консультанты, а также представители бизнеса и научного сообщества.
Обсуждались тенденции налогообложения операций с криптоактивами и возможные подходы к регулированию данных сущностей в российском правовом поле с учетом принятых поправок в ГК РФ, а также Закона о краудфандинге.
Понятные и прозрачные правила налогообложения обеспечивают комфортное и продуктивное взаимодействие налогоплательщиков и власти, содействуют привлечению иностранных инвестиций, выступают катализатором развития новых передовых технологий, и криптоиндустрия не является исключением.
Осенью 2019 г. вступят в силу изменения в ГК РФ, которые введут в оборот новую правовую сущность – «цифровые права». Госдума в июле приняла Закон о краудфандинге. При этом профильный закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА) до сих пор находится на рассмотрении в Госдуме и его принятие ожидается в лучшем случае осенью 2019 г. Но даже его принятие не даст ответы на возникающие в связи с этим вопросы налогообложения.
Как подчеркнул член Комиссии, д-р.юрид.наук, профессор и заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ И. Кучеров, для легитимации криптовалюты первоочередной задачей будет решение вопросов налогообложения. В частности, необходимо четко определить объекты налогообложения, т.е. те юридические факты, которые обуславливают возникновение налоговой обязанности.
Эксперты Комиссии признали необходимым применять умеренно-либеральный подход к налогообложению криптоактивов, поскольку чрезмерное регулирование данной сферы приведет к уходу ее в «серую» и даже в «черную» зоны экономики с несоизмеримыми потерями бюджета.
По мнению участников заседания, оборот новых цифровых сущностей в ближайшее время будет подчиняться общим правилам налогообложения имущественных прав, что может привести к многочисленным затруднениям на практике. Примечательно, что еще в 2016 г. ФНС России указывала, что запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство РФ не содержит. Чуть позднее расширенные рекомендации по уплате налогов в отношении криптовалют последовали от Минфина России.
Участники заседания обсудили мировой опыт регулирования данной сферы, по итогам - предложили отдельные поправки в отечественное законодательство о налогах и сборах, обозначили круг вопросов, требующих первостепенного внимания законодателя.
Обобщая международный опыт регулирования, вице-президент Международной налоговой ассоциации, канд.юрид.наук В. Мачехин отметил, что этот опыт свидетельствует скорее о необходимости выработать собственную национальную концепцию налогообложения таких активов в России, исходя из приоритетов и особенностей налоговой политики нашей страны.
В качестве базовой рекомендации эксперты предложили для целей налогообложения прировнять все виды токенов (как цифровых прав, прямо упомянутых в качестве таковых в российском законодательстве, так и прочих токенов/монет, выпущенных на нелицензируемых в России открытых блокчейнах) к имущественным правам. Данная мера позволит стабилизировать оборот за счет унификации учетных правил, а также поспособствует более полному и достоверному отражению новых сущностей в налоговом и бухгалтерском учете.
Одним из наболевших вопросов для индустрии является проблема денежного выражения цифровых финансовых активов в налоговом учете. Данный вопрос предложено отдать на откуп самим налогоплательщикам, которые смогут выбрать оптимальные для себя правила, и закрепить их в учетных политиках. Ключевое требование при этом: неизменность источника информации на момент получения и выбытия цифровых прав, что позволит избежать налоговых злоупотреблений.
Для «иностранных» токенов (цифровых прав, обращающихся вне российских площадок и как следствие, не имеющих установленного курса в рублевом эквиваленте) лучше использовать следующий алгоритм: внутренний курс конкретной цифровой монеты должен быть сначала определен к биткоину, затем к доллару США, а после к официальному курсу доллара США к рублю, установленному Банком России. Для этого предложено использовать систему кросс-курсов, разрабатываемых Российской ассоциацией криптовалют и блокчейна при непосредственном участии членов Комиссии.
Замечено, что полноценное правоприменение в сфере оборота цифровых финансовых активов и их налогообложения станет возможным только после принятия нормативной базы. При этом потери времени на разработку идеальной нормативной базы намного более деструктивны, чем оперативное принятие не вполне совершенного законодательства и его доработка с учетом реальных проблем, возникающих на практике.
Среди предложений, вызвавших наибольший отклик у аудитории – освобождение от НДС операций с цифровыми правами, от НДФЛ физических лиц, отчуждающих цифровые активы после года непрерывного владения, а также введение преференций для майнеров.
Эксперты предложили распространить патентную систему налогообложения (ПСН) на майнеров - ИП. Для использования данного льготного режима майнеру нужно будет пройти аккредитацию в Министерстве цифрового развития РФ, для чего можно задействовать инфраструктуру, которая в настоящий момент уже успешно применятся для предоставления льгот по страховым взносам для IT-компаний. Вместе с тем майнер должен будет указать конкретные реквизиты своего кошелька для получения преференций, что позволит налоговым органам контролировать предельный размер дохода, предусмотренный льготным режимом (в 2019 г. – примерно 90 млн руб.).
В заключение, участники заседания заметили, что обсуждаемые изменения законодательства о налогах и сборах не являются исчерпывающими, они призваны обозначить лишь круг первостепенных вопросов и помочь избежать существенных расходов для специального администрирования налогообложения операций с криптоактивами. Но данные предложения будут обеспечивать регулярное пополнение бюджета за счет уплаты иных налогов от доходов криптобизнеса на территории РФ.
По итогам мероприятия готовится экспертное заключение с предложениями конкретных изменений НК РФ, оно будет направлено в Минфин России, ФНС России, ЦБ РФ, Министерство цифрового развития РФ и Госдуму.

Подготовлено на основе пресс-релиза Московского отделения АЮР

Правовая база