Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

XIV Всероссийский налоговый форум ТПП РФ

01, Ноября 2018

Форум прошел в Мскве 30-31 октября 2018 г.
Проведено 8 круглых столов:
- «Фактический получатель дохода: проблема определения, перспектива развития»
- «Налоговое администрирование в 2018 году, новые обязанности налогоплательщиков: новая реальность»
- «Трансфертное ценообразование»
- Значимые налоговые споры – 2018»
- «Актуальные вопросы косвенного налогообложения. Акцизы»
- «ЭДО, маркировка, прослеживание: путь к цифровой экономике»
- Экологический налог – изменение названия или содержания?»
- «Основные направления налоговой политики. Управление налоговыми рисками»

____

Президент ТПП РФ С.Н. Катырин, открывая Пленарное заседание, напомнил о теме форума «Кодификация налогового законодательства России: 20 лет» - ровно столько прошло с момента принятия первой части НК РФ. Тогда было множество налогов и сборов разного уровня, вопрос кодификации стоял остро. Но и сейчас можно наблюдать частые изменения налогового законодательства.
Аудитор Счетной палаты РФ С.И. Штогрин, согласился, что изменений в НК РФ принимается много, но если посмотреть на каждое в отдельности, то каждое изменение нужно. А в целом же Кодекс живет и работает, стабильно дает доходы бюджету.
«Есть идея переписать Кодекс, но я не согласен» - заметил докладчик. Перечень налогов устоялся и его нет смысла менять, и никто не будет этого делать. А имеющиеся проблемы можно преодолеть. Он предложил вносить все изменения в НК РФ одним законом раз в год в весеннюю сессию, а в осеннюю сессию принимать бюджет уже с учетом изменений в НК РФ.
Председатель Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства при Комитете Госдумы по бюджету и налогам М.Ю. Орлов, в свою очередь, охарактеризовал частые поправки в НК РФ как отсутствие предсказуемости для налогоплательщиков, в первую очередь, что нарушает один из базовых принципов налогового законодательства.
Он также обратил внимание на то, что в НК РФ становится все больше отсылочных норм – оговорок на регулирование того или иного вопроса подзаконными актами. В таком случае встает вопрос о том, можно ли признать НК РФ законом прямого действия.
Еще один – «плохой, по мнению докладчика, знак – положения НК РФ и разъяснения Минфина России или ФНС России могут разница, а налогоплательщики все чаще ищут ответы не в законе, а в подобных письмах.
За 20 лет много всего сделано, но системности нет – заключил М.Ю. Орлов. И пока сложно сказать, выполняется ли поставленная Президентом РФ задача по улучшению ситуации для инвесторов в том числе налоговыми мерами, а также в чем будет заключаться настройка налоговой системы, о которой говорил Президент.
Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп» С.Г. Пепеляев добавил, что за 20 лет принято порядка 600 законов с массой изменений НК РФ. Отрицательной является распространенная практика подписания законов в конце года. Ситуация ухудшится, поскольку не так давно принят закон о приостановлении действия норм Бюджетного кодекса РФ о сроках принятия налоговых законов – в этом году можно ожидать поправок и 31 декабря.
Заместитель руководителя ФНС России Д.В. Егоров согласился с тем, что важна эффективность внесения поправок в Кодекс. Они должны быть предсказуемы, и у налогоплательщиков, и у налоговых органов должно быть время, подготовиться к изменениям.
С.Н. Катырин выделил в числе первоочередных мер завершение работы по законопроекту о неналоговых платежах и пересмотр действующих лимитов для определения категории бизнеса (сейчас малый бизнес не соответствует действующим в НК РФ критериям для применения УСН).
По мнению С.Н. Штогрина, необходимо пересмотреть в сторону уменьшения налоговые льготы, заменив часть из них адресными субсидиями. Сейчас бюджетную субсидию получить труднее, чем принять поправки в НК РФ – отметил он. Может быть в этом корень проблемы постоянных поправок в НК РФ?
Директор Департамента доходов Минфина России Е.В. Лебединская рассказала о проводимой работе по регулированию неналоговых платежей. Важно, чтобы созданная система была предсказуемой и прозрачной – заметила она.
На текущем этапе решено отказаться от предложения принять рамочный для регулирования всех платежей закон. Каждый платеж имеет свою специфику, которой один законом не охватить. Из всего перечня действующих платежей выделены те, которые по своей сути отвечают признакам налога, их решено включить в НК РФ. Другие платежи, непохожие на налоги, разделены на группы и будут оценены на предмет необходимости совершенствования регулирования. Работу в этой части планируется завершить в конце года. Возможно, появится рамочный закон для отдельной группы платежей, возможно, какие-то платежи будут признаны ненужными и упразднены – предположила выступающая.
В продолжение выступления С.Г. Пепеляев представил итоги обсуждения законопроекта о введении экологического налога вместо действующих трех платежей. Обсуждение состоялось на круглом столе в рамках Форума.
Участники обсуждения признали, что экологический налог имеет место быть, но не стоит торопиться с принятием соответствующего закона. Нужно не допустить, чтобы новый налог выродился из стимулирующего в фискальный, а для этого должно быть обеспечено его целевое использование.
Сама идея нового регулирования всколыхнула «болото», все накопившиеся за многие годы проблемы взимания действующих природоохранных платежей. Возможно текущая работа над законопроектом поможет решить эти проблемы – предположил докладчик.
В этом году руководитель ФНС России М.В. Мишустин обратился к участникам Форума с видеообращением, представив основные показатели работы налоговых органов:
- поступления налогов в бюджеты стабильно растут;
- на 30% снизилось количество налоговых проверок (за 9 мес. 2018 г.);
- растет сумма взыскиваемых по итогам проверок доначислений.
Улучшение администрирования и взаимодействия с ФТС России в первую очередь в части возмещения НДС привело к улучшению ситуации с поступлениями налога в бюджет. Кроме того, в три раза снизилось количество жалоб по вопросам уплаты НДС на таможне.
Внедрение онлайн-касс ведет к прозрачности розницы в целом.
Новое для налоговых органов – налог на самозанятых, который планируется ввести в четырех регионах России с 2019 г. ФНС России уже сейчас готовит мобильное приложение «Мой налог» для плательщиков этого нового налога.
Заместитель руководителя ФНС России Д.В. Сатин пояснил, что самозанятых в России порядка 15 млн человек. И подробнее рассказал о предстоящих (с 2019 г.) изменениях налогового законодательства, большинство из которых направлены на совершенствование налогового администрирования, предоставления дополнительных гарантий и преимуществ налогоплательщикам, поддержку экспорта и т.п.
Заместитель руководителя ФНС России Д.В. Егоров указал на то, что нарушений, связанных с экспортными операциями, в настоящее время почти нет. Электронные декларации позволили автоматизировать процессы контроля. Служба стремится к сокращению сроков налоговых проверок и к более раннему возмещению НДС налогоплательщикам (10 млрд руб. налога возмещено в этом году). Налаживание взаимодействия с ФТС России позволило с сентября 2018 г. уменьшить документооборот с налогоплательщиками в части подтверждения экспорта.
Сегодня мы можем обсуждать контроль за экспортом малоценных предметов – заметил докладчик. Еще несколько лет назад такое ложно было представить. По мнению Службы, стоит автоматизировать экспресс-перевозку, чтобы в рамках налогового контроля оперативно проверять электронные реестры экспортируемых товаров. «Мы не хотим работать – контролировать такие мелкие в целом для администрирования ситуации» - подчеркнул он.
Работая над технологиями, не только налоговые органы получают больший эффект. Есть плюсы и для бизнеса.
М.Ю. Орлов добавил, что новые технологии контроля и взаимодействия с налогоплательщиками должны приводить к отмене старых методов. Налоговых проверок становится меньше, а допроверочных мероприятий - в разы больше, что дискредитирует саму идею сокращения административной нагрузки на бизнес.
Сложной проблемой Д.В. Егоров назвал выявляемые налоговыми органами случаи дробления бизнеса, которое ведет к сокращению налоговых платежей с помощью применения специальных налоговых режимов. Служба пока не нашла ответа, по каким правилам оценивать действия налогоплательщиков в этой сфере. Судебные прецеденты – не лучший вариант. Вопрос к налоговой политике государства, поскольку в каждом случае встает вопрос о конкурентных преимуществах одних налогоплательщиков, использующих дробление для снижения налоговых платежей, перед другими, уплачивающими налоги по общей системе налогообложения.
С.Г. Пепеляев заметил, что в таких ситуациях предприниматели «хитрят, но не злоумышленно». А налоговые органы действуют правильно, но несправедливо, доначисляя налоги, пени и штрафы за прошлые годы. Возможно стоит отказаться от взыскания пени и штрафов и предоставлять таким налогоплательщикам рассрочку для уплаты доначисленных налогов?
Показательным стало выступление представителя бизнеса А.В. Павлова: бизнес делится на тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения, кто использует спецрежимы и на тех, кто работает «в тени». На примере обувного ритейла он показал, что около 50% обуви в России продается в теневом сегменте, причем после введения онлайн-касс теневой рынок начал расти. А внимание налоговых органов пока приковано к «белому» сектору.
Похожую ситуацию с акцизами представил председатель Исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков А.Ю. Кирьянов. Производство и продажи контрафактных сигарет растут. Отечественные производители пива просят поддержки. Нужны дифференцированные ставки налога для малого бизнеса, налоговые льготы для российских производителей сырья.


На Пленарном заседании были представлены результаты работы и других круглых столов.

По итогам работы Форума ТПП РФ выработает резолюцию, которая традиционно направляется в Федеральное Собрание РФ, Минфин России, ФНС России и другие федеральные государственные органы.