Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая политика и налоговые споры

17, Сентября 2017
Сессия 1. Репатриация прибыли из России: правомерное уменьшение рисков
Сессия 2. Актуальные вопросы налогообложения и судебная практика
Сессия 3. Трансфертное ценообразование
 

Первую сессию открыл Дмитрий Вольвач, начальник Управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России. Остановившись на вопросе международного обмена информацией между налоговыми администрациями, он охарактеризовал основную мировую тенденцию как «глобальная прозрачность». Если заглянуть в будущее, то обмен информацией о компаниях будет осуществляться не только между налоговыми органами разных стран, но и между другими органами. Что будет после 2018 г., измениться ли конкуренция между юрисдикциями - нам это предстоит увидеть, заметил он.
 
Россия взяла на себя обязательство начать обмен данными с 2018 г., когда же обмен реально заработает, ответить сложно – работа проводится поэтапно. Еще не все страны ратифицировали международную конвенцию об обмене. «Чем позже начнем, тем меньше ошибок сделаем» - предположил Д. Вольвач.
 
В отношении российского налогового законодательства (об автоматическом обмене и предоставлении межстрановой отчетности) он отметил, что законопроекты адаптированы под международные стандарты1  и должны быть приняты к 2018 г., иначе у бизнеса возникает риск, что информация о нем станет доступна другим странам. В данном вопросе государство и бизнес – не оппоненты, а союзники – подчеркнул выступающий. 
 
Сейчас все силы надо бросить на выявление бенефициаров, чтобы какая-нибудь юрисдикция не предъявила претензии российскому налогоплательщику. Также компаниям надо следить за тем, как будет определена дата предоставления межстранового отчет, она, скорее всего, будет определена в Постановлении Правительства РФ – пояснил докладчик.
 
Другие выступающие остановились на концепции бенефициарного получателя и практике ее внедрения в России, а также на отчетности по КИК. 
 
Достаточно ли критериев применения концепции, предложенных ФНС России в письме от 17.05.2017 № СА-4-7/9270@, для формирования устойчивой и понятной практики: что такое «экономическое присутствие» в стране резидентства, «широкие полномочия по распоряжению доходом»? 
 
Названы ошибки компаний при сдаче отчетности КИК:
  • учет прибыли дочерних предприятий при определении размера убытка за 2012-2014 гг.;
  • некорректный перевод терминов в финансовой отчетности;
  • использование неправильной финансовой отчетности или другой отчетности;
  • уменьшение налоговой базы КИК за счет локальных налогов, не относящихся к прибыли КИК;
  • корректировка на сумму переоценки основных средств;
  • неверная классификация доходов, расходов для целей использования льготы по активным компаниям;
  • корректировка на сумму переоценки ценных бумаг (доли) при расчете убытка КИК за 2012-2014 гг. в случае реализации ЦБ (доли) в указанные периоды;
  • неверная классификация резервов;
  • неправильный расчет убытков КИК за 2012-2014 гг. (считали выборочно, а надо сальдированно).
Интересным опытом взаимодействия с налоговыми органами, позволяющим снизить налоговые риски, поделился Дмитрий Корнев, директор Департамента налогового администрирования МТС. Он рассказал о внедренной в компании практике получения мотивированного мнения налогового органа по конкретным вопросам налогообложения. Была представлена система внутреннего контроля - целевой бизнес-процесс, состоящий из нескольких этапов:
  • выявление риска, его источники; 
  • раскрытие риска налоговому органу;
  • разрешение риска путем направления запроса / получения мотивированного мнения налогового органа;
  • анализ причины возникновения налогового риска;
  • завершение налогового мониторинга в отношении отдельного календарного года, находящегося под мониторингом.
Бизнес далеко не всегда может четко выполнить требования закона, часто приходится принимать паллиативные решения – заметил докладчик. Налоговый орган, внедряясь в процесс мониторинга, вынужден оценивать и такие решения налогоплательщика. 
 
Не осталось без внимания участников конференции и изменение налогового законодательства в части оценки налоговой выгоды – речь шла о новой статье 54.1 НК РФ, которую назвали первым опытом нормативного регулирования этого вопроса в России.
 
Обсуждая практику рассмотрения налоговых споров в судах, один из докладчиков разделил все споры на два блока – споры об обоснованности налоговой выгоды в самом широком смысле и споры о взыскании недоимки с взаимозависимых лиц. Практика привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц по результатам уголовного преследования была рассмотрена отдельно. Было подчеркнуто, что вопрос информационной безопасности компании стоит остро.
 
Оценка правоприменительной практики позволила участникам конференции сделать некоторые выводы. Основной - сокращение количества налоговых проверок демотивирует налоговые органы договариваться с налогоплательщиками, идти на компромисс. На этом фоне растут суммы доначислений по итогам проверок. 
 
В отдельную сессию были вынесена практика по ТЦО. Один из выступающий подробно остановился на уведомлении о контролируемых сделках – казалось бы, это формальная отчетность, штраф всего 5 тыс. руб. Но это не так. Именно на основании уведомления о сделках компании могут быть в дальнейшем включены в план налоговых проверок, то есть от данных в уведомлении зависят последующие отношения с налоговым органом.
 
Также рассмотрена практика судов по неконтролируемым сделкам, и обращено внимание на наличие персональной (административной) ответственности конкретного сотрудника компании (налогового менеджера, как правило), отвечающего за подачу уведомлений о КС.
 
Артем Перегудов, директор по развитию бизнеса «Интерфакс», рассказал об опыте компании по построению рыночных интервалов рентабельности в целях ТЦО. Он рассказал, что по данным «Интерфакс» только 50 тысяч компаний в России соответствуют всем требованиям, отвечающим признаку сопоставимости в целях ТЦО.
 
Замечено, что за пять лет действия норм о налоговом контроле ТЦО до судов дошло всего несколько дел. Отсюда вывод - компании договариваются с налоговыми органами, не доводя спор до суда.
 
В заключение налоговые консультанты предложили участникам практические рекомендации, выработанные по итогам работы в этой сфере – надлежащее взаимодействие разных отделов компании, от юридической службы до техников и инженеров; оценка прозрачности индустрии (есть ли компании, которые заключили соглашение о ценообразовании, есть ли участники горизонтального мониторинга, есть ли котировки (биржевые и коммерческие)). 

1По информации Д. Вольвача, подзаконные акты также готовы и будут представлены для профессионального обсуждения после принятия Госдумой законопроектов в первом чтении.