Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов: обсуждение проекта

25, Июля 2017
Представил Основные направления А.Г. Силуанов, министр финансов РФ, обратив особое внимание на то, что документ составлен в новом формате – в него впервые включены три направления политики государства на предстоящую «трехлетку». Это нововведение впоследствии отметили все участники обсуждения, выходя на трибуну.
 
Окончательный вариант Основных направлений будет представлен Правительству РФ осенью, после чего внесен в Госдуму вместе с соответствующем проектом закона о федеральном бюджете.
 
Цели и задачи политики государства, принципы, на которых она основывается – все это есть в проекте Основных направлений1, с которым может ознакомиться каждый. Из нового – приложение к документу «Налоговые и неналоговые расходы 2014-2020»: представлен отчет по налоговым и неналоговым доходам бюджета и внебюджетных фондов. Как пояснил министр, разрабатывается закон о неналоговых платежах, который планируется внести в Госдуму уже осенью с тем, чтобы обеспечить его принятие до конца текущего года.
 
Т.А. Голикова, председатель Счетной палаты РФ, заметила, что далеко не по всем предложениям Основных направлений просчитан социальный эффект. Нет оценки эффективности и необходимости дальнейшего существования налоговых льгот. Среди недоработок она выделила также отсутствие решения по:
  • - «замороженному» с 2014 года институту консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
  • - перечню налогов, которые можно платить через МФЦ;
  • - последствиям создаваемого единого реестра данных ЗАГС;
  • - проблеме определения таможенной стоимости товара, классификации этих товаров.
А.Н. Шохин, президент РСПП, добавил, что такой документ должен включать в себя политику государства по тарифам естественных монополий. Нет в нем пока и результатов выполнения мер, предусмотренных более ранними Основными направлениями. В отношении налоговых льгот, а точнее передачи права их устанавливать субъектам РФ, выступающий заметил, что пока новое правило привело лишь к их «растворению».

По мнению С.С. Воскресенского, замминистра экономического развития РФ, предусмотренная в НК РФ льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества должна быть переформатирована – по сути это не льгота, а объект, который следует исключить из перечня объектов налогообложения. Иначе Россия с 2018 года, когда новое правило начнет действовать, потеряет свои конкурентные преимущества в этой части – заметил он.
 
А.Е. Репик, президент «Деловой России», напомнил о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием (ТЦО), который существует уже пять лет, а о его результатах ничего неизвестно. Он также предложил исходить из того, что Госдума не должна рассматривать законопроекты, если они не «вписываются» в Основные направления.
 
С.Н. Катырин, президент ТПП РФ, посетовал на непроработанность закона о новой контрольно-кассовой технике (ККТ), а также предложил поддержать инвесторов, вкладывающих средства в покупку нового оборудования – дать им льготу по налогам на период ввода оборудования в эксплуатацию.
 
А.М. Макаров, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам, обратил внимание на то, что важной составляющей политики государства становится стимулирование бизнеса (налогоплательщиков). 
 
Введение онлайн-касс – это только первый этап большой работы. Далее следует на порядок сократить объем отчетности предпринимателей, отказаться от проверок малого бизнеса. Не должно остаться без внимания государства и регулирование электронной торговли.
 
К.В. Юдаева, первый заместитель председателя ЦБ РФ, в части новых ККТ рассказала о том, что в Китае малый бизнес не использует кассы, вместо них - специальные платежные системы. «Мы готовы над этим подумать с Правительством, чтобы не допустить дополнительных расходов предпринимателей» - заметила она.
 
В.И. Булавин, руководитель Федеральной таможенной службы, рассказал о том, что с 2018 года существенно меняются условия работы Службы в связи с вступлением в силу нового Таможенного кодекс ЕАЭС. Готовится к принятию законопроект о таможенном тарифе, который повлечет изменение большинства действующих нормативно-правовых актов в таможенной сфере.
 
Но Программа развития ФТС уже разработана и утверждена Минфином России, среди основных направлений работы Службы - совершенствование риск-ориентированного подхода и таможенного администрирования, в том числе сокращение сроков контрольных мероприятий, внедрение совместно с налоговыми органами системы контроля движения товара, обеспечение единообразной правоприменительной практики, снижение конфликтности в таможенных правоотношениях. Он в частности заметил, что основными бизнес-объединениями подготовлена Хартия участников внешнеэкономической деятельности, которая должна способствовать снижению споров.
 
«Нужна максимальная автоматизация всех наших процессов, исключение человеческого фактора» - заметил докладчик. О создании в России единого информационного цифрового пространства с возможностью обмена (автообмена) данными говорили многие. В связи с этим предлагалось дополнить Основные направления данными о том, какие доходы получит государство от цифровизации и автоматизации, как снизится от этого налоговая нагрузка.
 
Среди прозвучавших предложений других выступающих можно также выделить:
  • -  разработку мер, направленных на стимулирование граждан инвестировать свои сбережения (банковские вклады) в модернизацию ЖКХ, например;
  • - использование потенциала богатых людей для взимания налогов;
  • - отмену регрессивной шкалы НДФЛ и введение дифференцированной ставки налог в зависимости от уровня дохода;
  • - мобилизацию средств населения через местные целевые налоги (самообложение граждан);
  •  – вытеснение из экономики оборота наличных денег.
В заключительных выступлениях министра финансов и председателя Счетной палаты, а также вице-спикера нижней палаты парламента А.Д. Жукова прозвучали слова благодарности всем участникам парламентских слушаний, высказана готовность к дальнейшей работе над документом.

1 Проект документа и стенограмму обсуждения см. http://www.komitet-bn.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/2973563/