Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые стратегии 2016: практический опыт и перспективы развития

15, Июня 2016

9 июня 2016 года в Москве состоялась бизнес-конференция, где обсуждались перспективы развития российской налоговой системы и возможные стратегии крупнейших компаний России.

Как заметил один из модераторов конференции Филипп Стеркин, редактор отдела экономики газеты «Ведомости», сейчас такой момент, когда перспективы как никогда туманны. А неопределенность налоговой и экономической политики в целом не дает развиваться инвестиционной деятельности компаний.
 
Сомодератор конференции Сергей Шаталов, экс-замминистра финансов России, действительный государственный советник РФ I класса, согласился с тем, что для бизнеса ситуация неясна. Но «мы точно знаем, что бюджет будет приниматься опять на три года, будут приняты Основные направления налоговой политики и не весной, а осенью после выборов» в Госдуму.
 
Каким будет бюджет, пока непонятно. Многое зависит от цен на нефть, от разных внешних политических и экономических факторов и т.д. Если мы не знаем ответы на эти вопросы, то даже увеличение разного рода льгот не будет способствовать развитию инвестиций. Он также напомнил, что в последние годы количество налоговых льгот постоянно росло. С уверенностью, по словам модератора, можно говорить о том, что налоговое администрирование с учетом технических возможностей ФНС России будет только улучшаться. 
 
Серьезная дискуссия вокруг дальнейшего развития российской налоговой системы будет после 2017 года. Пока же можно сказать, что действующая система близка к развитым системам другим стран, остались не до конца урегулированными лишь некоторые вопросы по тонкой капитализации, трансфертному ценообразованию, контролируемым иностранным компаниям, но они разрешимы и не поменяют систему.
 
На вопрос о том, каким должно быть регулирование не включенных в НК РФ парафискальных платежей, С. Шаталов заметил, что в основном эти платежи являются платой за услугу, поэтому стоит оценить каждый платеж, выявив его природу, а затем определить соразмерен ли его размер оказываемой услуги.
 
Дмитрий Сатин, заместитель руководителя ФНС России, рассказал о новинках налогового администрирования, подчеркнув, что в этом вопросе определенности все больше. Все изменения направлены на то, что налогоплательщики чувствовали себя уверенно, а правила были бы четкими и предсказуемыми. Он также заявил, что кардинальных изменений, влекущих увеличение административной нагрузки на налогоплательщиков, не будет. Уже сейчас налоговые органы основываясь на риск-ориентированном анализе проверяют далеко не всех налогоплательщиков. За последние годы сократилось количество необоснованных возмещений НДС, поскольку сокращается количество нарушений в этой сфере.
 
«Наша задача – не допускать неконкурентных преимуществ для бизнеса, использования схем неуплаты налогов. Но это задача не одного года» - подчеркнул выступающий. Имеющийся у налоговых органов массив данных о налогоплательщиках, расширяет возможности контроля. Надо научиться управлять этими данными, перейдя на новую ступень контроля. Причем налогоплательщики не должны стоять в стороне - обо всех нецелесообразностях, несущественных моментах возникающих при исполнении налоговых обязанностей, лучше сообщать в ФНС России.
 
Он также рассказал о майских поправках в НК РФ, которые направлены на совершенствование налогового администрирования.
Представители бизнеса и консалтинга поделились своей оценкой действующей системы контроля государства за налогоплательщиками. Замечено, что налоговые органы зачастую вместо доказывания того, что нарушена норма закона, ссылаются на полученную налогоплательщиками необоснованную налоговую выгоду, на недолжную осмотрительность при выборе ими контрагентов. В итоге действовавшие не один год хозяйственные отношения ставятся под сомнение, что создает проблемы для бизнеса.
 
Из судебной практики видна практика налоговых органов, когда новый подход по конкретному вопросу налогообложения тестируется на какой-то компании, возникает спор, который перемещается в суд, где формируется прецедент. А дальше с использованием этого прецедента проверяются схожие налогоплательщики. Заметен и пробюджетный подход судов на фоне борьбы с агрессивным налоговым планированием.
 
В части проверок налоговых агентов формируется практика, далекая от того, что написано в НК РФ, к сожалению, не всегда такой подход оправдан.  
 
Еще одна сторона контроля – проверки правоохранительных органов, которые часто по-своему понимают налоговую систему, законодательство. Отмечены резкое увеличение количества возбужденных уголовных дел по налоговым составам УК РФ в 2015 году, а также появляющаяся судебная практика о взыскании неуплаченных организациями налогов с их руководителей, даже НДС.
С учетом новых технических возможностей налоговых органов предложено создать в ФНС России специальное подразделение по расследованию налоговых преступлений.
 
В рамках второй сессии подробно рассмотрен План BEPS, его влияние на налоговую систему РФ.