Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Трансфертное ценообразование

20, Апреля 2016

 UN Transfer Pricing Manual for Developing Countries (Draft for consideration by the UN Tax Committee) (п. 2.4.15): 

«Трансфертное ценообразование часто называют искусством, а не наукой…»
 
14 апреля 2016 года в Москве уже в третий раз прошла ежегодная налоговая конференция, организованная компанией Regent Capital Communication. Ведущие эксперты, представители регулятивных органов и реального сектора экономики собрались вместе, чтобы поделиться ценным опытом и предложить практическое руководство по адаптации действующего правового регулирования трансфертного ценообразования (ТЦО). 
 
Руслан Раджабов, начальник отдела налогового контроля цен № 2 Управления трансфертного ценообразования ФНС России, начал с того, что времена, когда форма превалировала над содержанием, ушли в прошлое.
 
Он представил недавние изменения налогового законодательства в области ТЦО - особенности учета процентов по долговым обязательствам1, в части порядка осуществления симметричных корректировок2
 
Выступающий сообщил, что 8 апреля Минфин России опубликовал для публичного обсуждения законопроект о внедрении в России требований по подготовке и представлению межстрановой отчетности3.  Это одна из мер борьбы с агрессивным налоговым планированием. Может возникнуть вопрос, не задваивание ли это документации по ТЦО. Нет, в законопроекте речь идет только о пострановой отчетности – ответил он. Также подготовлен проект листа налоговой декларации по самостоятельной корректировке. 
 
Рассказывая о практике налогового администрирования ТЦО в России, Р. Раджабов сообщил, что налажен эффективный обмен информацией о налогоплательщиках с уполномоченными органами других стран. Направляются запросы не только о ценах последующей реализации, но и более сложные, о нематериальных активах, к примеру. 
 
С 2015 года у российских налоговых органов появилась возможность обмена информацией с другими странами в рамках Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам , даже офшоры информацию предоставляют – уточнил выступающий. Также есть возможность проведения совместных проверок с иностранными налоговыми органами и такие проверки уже начаты. 
Налоговые проверки ТЦО
(по информации представителя ФНС России)

Проверки компаний за 2012 год завершены, в основном составлены справки. 
Начаты проверки за 2013 год. 
По 2014 налоговому периоду проводится подготовительная работа, прорабатываются подходы к будущим проверкам, направляются запросы в иностранные юрисдикции. В процесс выявления сделок налогоплательщиков с высокими рисками ТЦО включены территориальные налоговые органы. Совместно с ними также проводится оценка рентабельности. Под пристальным вниманием компании сырьевого сектора, финансовые сделки, операции с нематериальными активами. 
 
 
Он также выделил некоторые актуальные моменты в контроле. Так, при оценке финансовых сделок налоговый орган для определения цены учитывает источники информации, которые использовал налогоплательщик, приоритет отдается внутренним сделкам с независимыми налогоплательщиками. Приоритетный метод для таких сделок – метод сопоставимых рыночных цен (СРЦ). Обязательно проводится анализ фактических обстоятельств сделки и функций.
 
Среди нарушений, которые допускают налогоплательщики, и выявленных налоговыми органами, докладчик назвал:
  • предоставление ложных данных для отрицания взаимозависимости, 
  • изменение бизнес-модели с выводом прибыли в низконалоговую юрисдикцию или изменение ТН ВЭД товара,
  • недобросовестность, необъективный подход к выбору сделки, 
  • нарушение методологии выбора методов ТЦО и сопоставимых сделок,
  • расчет «нужного» налогоплательщику интервала,
  • несоответствие функционального и риск-профиля российской организации, заявляемой в глобальной, и как следствие, в документации по ТЦО, фактическим обстоятельствам совершенной сделки, отсутствие адаптации методологии по ТЦО.
Названы также модели ТЦО, которым налоговые органы уделяют пристальное внимание, среди них:
  • роялти, когда налогоплательщик несет убытки и (или) существенные коммерческие расходы на продвижение нематериального актива (НМА); 
  • рентабельность налогоплательщика существенно выходит за рамки рыночного интервала рентабельности потенциально сопоставимых компаний (наличие убытков в течение долгого времени);
  • цены налогоплательщика существенно отличаются от рыночных индикаторов (биржевые цены);
  • сделки с низконалоговыми юрисдикциями (офшоры и низконалоговые юрисдикции).
В заключение, Р. Раджабов посоветовал налогоплательщикам проводить самостоятельную оценку рисков по ТЦО, напомнив, что налоговая проверка может продолжаться до 21 месяца. Он также подчеркнул, что ФНС не агрессивно подходит к контролю и учитывает фактические обстоятельства деятельности проверяемого налогоплательщика.
 
Представители налогоплательщиков, выступившие вслед за сотрудником контролирующего их органа, поделились своими наработками по риск-анализу сделок, которые могут попасть под налоговый контроль ТЦО. Среди выступлений:
  • «Ценообразование в сделках по оказанию внутригрупповых услуг: существующие риски и пути решения». Отмечено, что в России нет института распределения затрат, поэтому учитываются только затраты, прямо связанные с договором оказания услуг, причем нужно доказывать их реальность (такой же подход у ОЭСР), соответственно требования к документальному подтверждению внутригрупповых услуг тем выше, чем выше их цена;
  • «Трансфертное ценообразование: вопросы практического применения на примере энергетической отрасли» - цены по договорам аренды комплексов (электросетевые активы) и субаренды, по агентским договорам и по займам. Также замечено, что использование выручки, прибыли в качестве ключа аллокации рискованно, такие ключи оспорить легко. Лучше использовать часы, км, количество сделок, проанализированных для совершения сделки и т.д.;
  • «Ценообразование при установлении процентных ставок по займам, кредитам и иным заимствованиям между взаимозависимыми лицами». Основная проблема – законодательство не обладает гибкостью и адаптивностью к изменяющим условиям рынка и позволяет двойное толкование, чем зачастую пользуются налоговые органы. Должна быть двухуровневая система законодательства: условно-постоянная часть (основные положения, принципы) и условно-переменная часть (релевантные постоянно обновляющиеся данные). Необходимы четкие «правил игры», не позволяющие двойного толкования и использования дополнительных условий;
  • «Трансфертное ценообразование в договорах об услугах головной организации». Головные иностранные компании готовятся к кардинальному изменению концепции предоставления таких услуг.
     
Участники также рассказали о действующем в их компаниях автоматизированном мониторинге контролируемых сделок и о практики подготовки документации по контролируемым сделкам. Замечено, что из-за человеческого фактора возможны погрешности при заведении в программу данных о сделке. Неповоротливость учета компании из-за существования нескольких систем со специфическими техническими особенностями создает проблемы. Необходимо совершенствование автоматизации процесса подготовки и подачи уведомлений в налоговый орган, в том числе со стороны налоговых органов. Возможно, - разработка отдельной платформы для решения вопросов по планированию ценообразования. Также налогоплательщикам должна быть дана возможность оперативного консультирования с налоговым органом по специфическим вопросам.
 
 Еще одно интересное выступление касалось вопроса о том, как найти сопоставимые компании и что такое сопоставимая деятельность5. К сожалению, ОКВЭД не всегда отражает основной вид деятельности компании. Но в помощь налогоплательщикам – различные открытые источники информации (о лицензировании и сертификации, членстве в СРО, по госзакупкам и техническим стандартам), а также обзвон компаний. О реальной хозяйственной деятельности юридических лиц говорят и предписания государственных контролирующих органов, реестры проверок.
 
Практическая направленность конференции позволила ее участникам получить ответы на важнейшие вопросы, связанные с регулированием  ТЦО, остро стояще перед бизнесом сегодня.

1Изменения внесены Федеральным законом от 08.03.2015 № 32-ФЗ.
2 Изменения внесены Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ.
3 См.: http://regulation.gov.ru/projects#npa=41254
4 Заключена в Страсбурге 25.01.1988. Россия ратифицировала данный документ Федеральным законом от 04.11.2014 № 325-ФЗ.
См. С.Ю. Яковлев. Новые возможности для подтверждения трансфертных сделок. Налоговед. 2016. № 3, а также http://nalogoved.ru/art/2067