Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Фискальная нагрузка на российскую экономику: налоговая и «неналоговые» составляющие

24, Марта 2016

21 марта 2016 г. в Москве традиционно с налогового форума начались ежегодные мероприятия РСПП. Модератором форума выступил В.С. Лисин, председатель Комитета РСПП по налоговой политике, председатель совета директоров ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат».

Президент РСПП А.Н. Шохин, открывая мероприятие, пояснил, почему выбрана именно такая тема для обсуждения – «последние» новации законодателя в основном касаются не налоговых платежей. Для обсуждения также будет предложена методология оценки фискальной нагрузки на бизнес в России - пояснил он. Еще один вопрос к обсуждению – администрирование налогов и других обязательных публичных платежей. Президент РФ заявил, что в случае улучшения администрирования возможно снижение нагрузки – напомнил А.Н. Шохин.

Согласно результатам опроса среди компаний – членов РСПП, к платежам, которые влияют на общую фискальную нагрузку на бизнес, относятся в первую очередь взносы в систему обязательного социального страхования (84,1% опрошенных), госпошлина (59,6%), экологические платежи (56,3%), платежи за пользование недрами (54,3%), таможенные пошлины и сборы (51,7%).
 

С.С. Воскресенский, заместитель министра экономического развития России, уточнил, что государством объявлен мораторий «на изменение налоговых условий», но жизнь не стоит на месте и поэтому уже сейчас надо понимать, что будет, когда срок моратория закончится. Основной вопрос в связи с этим стоит в определении роли государства в экономике страны. Очевидно, что если будет задан тренд на повышение участия государства в экономике, то и налоги будут расти. Хотя, по мнению выступающего, это неправильный тренд.  В России появилось законодательство о государственно-частном партнерстве, поэтому правильнее заниматься привлечением на аутсорсинг частных компаний для оказания ряда государственных услуг - качественно и быстро по сравнению с госорганами.

Назрела необходимость оценивать не налоговую нагрузку – «в России хорошие ставки по налогам» - а иметь корректные данные по нагрузке от иных обязательных платежей бизнеса – по страховым взносам и др. По словам С.С. Воскресенского, предложение о возврате ЕСН выглядит вполне уместным – единый налог сделает налогообложение понятным.

В части регулирования налоговой системы и внесения поправок в НК РФ пора остановиться с изменениями и признать, что сложившаяся система отвечает поставленным Президентом РФ и обществом требованиям, задачам экономической политики государства. Не стоит «постоянно дергать» правила налогообложения. 

По мнению выступающего, отдельного внимания заслуживает НДФЛ. Действующая плоская шкала налогообложения доказала свою состоятельность, а прогрессивная система налогообложения на фундаментальном уровне дестимулирует квалифицированных работников. «Плоская шкала – это одно из наших завоеваний, которые нужно охранять» - сделал вывод докладчик. 

А.Н. Шохин добавил, что по оценкам членов РСПП, если отменят пороги по страховым взносам, компании, которые платят работникам зарплату выше средней, попадут в невыгодное положение, как следствие можно ожидать уход части бизнеса в тень, снижение требований к профессиональным качествам работников и т.д.. В подобных случаях нужно оценивать не только фискальную нагрузку, но и социальные последствия.

По мнению А.М. Макарова, председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, настал очень важный этап для дальнейшего развития экономики страны. Предстоящие осенью выборы депутатов Госдумы – с одной стороны, могут помешать, поскольку будет «много популизма», но, с другой стороны, кандидаты могут уже сейчас предлагать свои программы, а РСПП и другие общественные объединения потом, после выборов, смогут проконтролировать исполнение этих заявлений. 

Он напомнил, что главная обязанность государства – исполнение социальных обязательств, а для этого должно быть обеспечено исполнение бюджетов, в том числе региональных.  Снижение налоговой нагрузки должно стать приоритетом налоговой политики – «и это не должно оспариваться» - заявил докладчик. Но с чего начать снижение? Если со снижения налога на прибыль, то в таком случае появятся выпадающие доходы региональных бюджетов, и без того находящихся в сложном положении.

Снижение общей налоговой нагрузки не может происходить без снижения расходов налогоплательщиков на администрирование. Выступающий подчеркнул, что достижения ФНС России создали базу для рывка, для выхода страны на новый уровень, серьезное сокращение издержек администрирования уже видно, и нужно идти дальше.

Очень важный вопрос – предсказуемость. Назрело принципиальное изменение подхода к разработке Основных направлений налоговой политики (ОННП) и к назначению налоговых проверок. В работе налоговой службы акцент должен быть сделан на предварительном контроле, т.е. заключении налогоплательщиками с налоговыми органами предварительных соглашений о налоговых последствиях по сделкам, так называемый налоговый руллинг.

Стоит также признать, что амортизационная премия уже не отвечает современным условиям, пока возвращать инвестиционную льготу. Также нужно наделить регионы максимально широкими полномочиями в налоговой сфере. 

Как пояснил А.М. Макаров, в 90-х гг. при разработке НК РФ соответствующей системы не было, поэтому практически все полномочия в налоговой сфере сконцентрировались у федеральной власти. Теперь другие времена. «Предлагаю изменить систему налоговых льгот» – по региональным и местным льготам право их установления отдать региональной власти и муниципалитетам, хотя для такого кардинального и сложного шага «нужен переходный период». Только при такой системе разделение властей на федеральную, региональную и местную станет реальным.

В администрировании страховых взносов должен быть один проверяющий. При этом ни о каком повышении налоговой нагрузки не может быть и речи – подчеркнул докладчик. Лучше посмотреть на фонд оплаты труда, снижение нагрузки на него даст резервы для снижения и налоговой нагрузки. 

Сейчас эффективность ФНС России в этой части гораздо выше, чем у внебюджетных фондов. Поэтому передача администрирования и страховых взносов, и таможенных платежей налоговым органам имеет только плюсы, среди которых создание единой базы, пресечение нарушений закона.

 При разработке единых правил регулирования фискальных платежей безусловно встанет вопрос о разграничении статуса законов, подзаконных актов и разного рода разъяснений, например, писем Минфина России. По мнению докладчика, нужна ревизия такой ненормативной базы, следование которой часто создает дополнительную нагрузку на бизнес.

Выступающий также напомнил о двух законопроектах, находящихся на рассмотрении в Госдуме. Законопроект о злоупотреблении прав налогоплательщиками «лежит в Госдуме второй год, а его надо принимать» - заявил А.М. Макаров. Этот закон направлен на защиту добросовестных налогоплательщиков, работа над его текстом ведется, проводятся обсуждения с ФНС, РСПП, экспертами – рассказал он. Законопроект о налоговой тайне предусматривает раскрытие только той информации о компании, которая направляется ими в органы статистики, эта информация из данных бухгалтерской отчетности, поэтому и «угроз налогоплательщику не несет». Данная информация необходима и региональным, и местным органам для планирования бюджетов, а также людям, которые должны понимать, в какой компании работают. В случае принятия этого закона будут отклонены другие находящиеся в Госдуме законопроекты на эту же тему – пояснил он. 

В заключение А.М. Макаров заявил, что недавно принятые законы о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК) и об амнистии капитала основаны на доверии налогоплательщиков даже не к налоговому органу, а к экономической и правоохранительной системам России. «Никакими поправками в закон доверие не создается ни в одной стране» - сказал он. Для доверия нужны долгие годы работы, когда ни государство, ни бизнес друг друга не обманывают.

Он также сообщил, что точечные поправки в законы будут приняты в ближайшее время, хотя они потребовались только потому, что у некоторых людей возникли сомнения в том, что закон будет прочитан правильно. 

В.С. Лисин напомнил о положении закона о КИК о возможной уголовной ответственности за его нарушение. На что А.М. Макаров ответил, что это только декларация, корреспондирующей нормы в УК РФ нет. При этом согласился, что в налоговом законе норм об уголовной ответственности быть не должно, сам факт ее наличия – это плохой сигнал для бизнеса. 

Д.С. Сатин, заместитель руководителя ФНС России, рассказал о внедряемой стратегии налогового администрирования и имеющихся результатах.

В первую очередь стратегия касается НДС как одного из основных налогов. Сейчас мы имеем возможность знать налогоплательщиков, которые обращаются за возмещением НДС из бюджета. С 2013 года – момента начала внедрения стратегии, количество рисковых компаний, которые «приходят за возмещением», уменьшилось. Сейчас у налоговых органов появилась возможность получать информацию в электронной форме обо всех покупках и продажах, что  позволило формировать налоговую историю каждого налогоплательщика. В результате произошел переход от риск-ориентированного подхода к управлению данными – контролю, исключающему человеческий фактор. «При автоматизации процессов сохраняется презумпция добросовестности налогоплательщика. Доначисление налога налоговым органом производится, только если доказано получение компанией необоснованной налоговой выгоды», - подчеркнул выступающий. 

Он также назвал серьезным шагом и ответственностью для налоговой службы внедрение налогового мониторинга. 

И.А. Николаев, профессор Высшей школы экономики, представил отчет - аналитическую оценку налоговой нагрузки в российской экономике.

По данным Росстата первое и второе место  среди факторов, негативно влияющих на экономику России, делят налоговая нагрузка и нестабильность экономики.

Показатели налоговой нагрузки:
- налоговая квота – отношение налогов к ВВП, учитывается в ОННП;
- отношение налогов к обороту – этот показатель учитывает ФНС России.

За рубежом Всемирный банк и ОЭСР учитывают налоговую квоту, номинальную и эффективную налоговые ставки и день налоговой свободы (количество дней, которые нужно потратить на работу исключительно для уплаты налогов).

Недостатки этих показателей:
- Всемирный банк в расчетах не учитывает социальные платежи;
- Минфин России не разделяет нагрузку по видам экономической деятельности;
- ФНС России соотносит сумму налогов с выручкой (оборотом), а не с новой стоимостью.
 

Ни одна из используемых методик не дает объективных результатов для целей макроэкономического анализа и прогнозирования движения капитала. Кроме того, в расчет не должен включаться НДФЛ, поскольку он показывает нагрузку физических лиц, а не компаний.

Фискальную нагрузку И.А. Николаев предложил рассчитывать как соотношение суммы налоговых платежей в консолидированный бюджет, взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование и страховых премий на обязательное страхование опасных производственных объектов, за вычетом НДФЛ, к валовой добавленной стоимости за вычетом амортизации. 

В числе предложений выступающий назвал необходимость общедоступности данных, используемых для расчета налоговой нагрузки – они должны быть в свободном доступе для общественного контроля. Эффективная налоговая нагрузка должна стимулировать к развитию тех видов деятельности, которые наиболее перспективны и востребованы – еще один вывод выступающего.

Представители бизнеса, а именно ЗАО «Группа компаний С7», ПАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Пивоваренная компания «Балтика», рассказали о влиянии фискальной нагрузки на привлекательность инвестиций. Они признали, что недостаточно данных об общей нагрузке, нужна разбивка и по отраслям. Также были представлены примеры выплат, которые сложно отнести к фискальной нагрузке, но которые являются обязательными для компаний и существенными в общем объеме расходов (в частности, компенсация работнику, получившему профзаболевание).

Заместитель руководителя ФАС России А.Н. Голомолзин представил развернутую информацию о тарифном регулировании, влиянии тарифов естественных монополий на конкурентоспособность российского бизнеса.