3 - 4 декабря 2015 года в Москве прошел XI Всероссийский налоговый форум ТПП РФ
В рамках Форума состоялось семь круглых столов по следующим темам дискуссии:
- Ключевые нормативные изменения в сфере электронного документооборота, итоги года и перспективы развития;
- Трансфертное ценообразование;
- Эффективны ли специальные налоговые режимы для малого и среднего предпринимательства
- Актуальные вопросы косвенного налогообложения;
- Налоги и бизнес-климат в России;
- «Неналоговые» налоги;
- Основные направления налоговой политики до 2018 года. Налоговые риски и налогообложение юридических лиц.
Президент ТПП РФ С.Н. Катырин, открывая Пленарное заседание – завершающую часть Форума, озвучил основные законодательные изменения 2015 года, охарактеризовав их как в основном способствующие развитию бизнеса в России. При этом налоговая нагрузка остается высокой. Минфин в Основных направлениях налоговой политики указывает «цифру» 34,4. По данным опроса ТПП РФ она выше. Дело в том, что при расчете не учитываются налоги сборы, предусмотренные не Налоговым кодексом, а другими нормативными актами – пояснил С.Н. Катырин.
Уровень налоговой нагрузки
(по результатам опроса ТПП РФ среди предпринимателей)
В 2015 году
По сравнению с 2013 – 2014 гг.
Уровень налоговой нагрузки на бизнес в разных странах (2014 г.)
(по данным ТПП РФ)
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию1 говорится о необходимости создания единого, целостного механизма администрирования всех обязательных платежей. «Мы этим вопросом стали заниматься год назад: провели мониторинг существующей параллельной налоговой системы» - рассказал выступающий. Совместно с экспертами юридической компании «Пепеляев Групп» проведена научно-исследовательская работа по этому направлению. Подготовленная по результатам исследования брошюра впервые содержит «системный подход» к решению этой проблемы – отметил он, и ТПП РФ готова и дальше заниматься этой темой.
По итогам проведенной работы мы пришли к выводу, что «нужны единые правила взимания и уплаты публичных платежей, нужен единый реестр таких платежей, а в законодательстве должно быть указано, что если того или иного платежа нет в реестре, его можно не платить» - заключил С.Н. Катырин. Также следует унифицировать администраторов таких платежей, при этом администраторы не должны иметь право устанавливать элементы платежа.
В части налогового администрирования докладчик обратил внимание на необходимость введения новых форм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. На введении института предварительных налоговых соглашений будет настаивать ТПП РФ – отметил он.
Таблица. Предварительное налоговое регулирование
(по данным ТПП РФ)
Страна
Критерий
|
США
|
Финляндия
|
Нидерланды
|
Нормативное закрепление порядка обращения за предварительным налоговым регулированием
|
Бюллетень Службы внутренних доходов США (не НПА, носит разъяснительный характер)
|
Закон о налоговой процедуре
|
Постановления правительства от 30.03.2001 № IFZ2001/292M и от 21.08.2004 № IFZ2004/680M
|
Уполномоченный орган
|
Служба внутренних доходов (входит в состав Минфина США)
|
Налоговая служба (агентство при Минфине Финляндии) дает денежную оценку при предварительном налоговом регулировании.
Центральное налоговое управление (автономное подразделение в составе Налоговой службы) выдает налоговые предписания
|
Специализированное подразделение по APA/ATR в региональной налоговой инспекции (г. Роттердам), подчинено Минфину страны
|
Оформляющий документ
|
Письмо-указание (Letter rulling) и окончательное соглашение (Closing agreement) - обязательны для налогоплательщика и Службы;
Письмо-разъяснение (Determination letter) – трактовка принципов и налогообложения и судебных прецедентов;
Информационное письмо (Information letter) выпускается с целью привлечения внимания налогоплательщиков к новым прецедентам и принципам
|
Акт предварительного налогового регулирования (Advance tax rulling) – обязателен только для налогового органа при условии выполнения налогоплательщиком условий деятельности, изложенных им в запросе
|
Акт предварительного налогового регулирования (Advance tax rulling) – обязателен только для налогового органа при условии выполнения налогоплательщиком условий деятельности, изложенных им в запросе
|
Минимальная стоимость процедуры
|
2 700 дол. США
|
100 Евро при обращении в Налоговую службу
810 евро - в Центральное налоговое управление
|
Бесплатно
|
Еще одно предложение ТПП РФ - уточнить в НК РФ порядок допроса, в частности директоров компаний, которые, как правило, поручают работу с контрагентами своим сотрудникам и вряд ли лично знают всех участников договорных отношений с компанией. Он предложил использовать электронную систему АСК «НДС-2», которую внедрила ФНС России, для создания возможностей проверки налогоплательщиками своих контрагентов.
Среди прочих мер были названы расширение инвестиционных льгот и совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей – неплательщиков НДС, которые работают с организациями – плательщиками данного налога.
Руководитель ФНС России М.В. Мишустин, не первый раз участвующий в Пленарном заседании Форума, назвал налоговую нагрузку в России «вполне конкурентной с мировой». В отношении проверок контрагентов налогоплательщика пояснил, что сложившаяся судебная практика понуждает налоговые органы к такой проверке. А вызов директора в налоговый орган формируется «системой» автоматически – его получает то лицо, данные о котором есть в «системе».
Он также рассказал о существующем сервисе «Проверь себя и контрагентов»2, с помощью которого можно выявить недобросовестных налогоплательщиков. Служба предлагала ввести в законодательство ограниченную правоспособность недобросовестных налогоплательщиков, но пока это предложение не принято.
Сегодня налоговые органы работают на основе риск-анализа, критерии отбора налогоплательщиков для проверок общедоступны3, «каждый может себя проверить» - пояснил М.В. Мишустин. В результате автоматизации процессов за 10 месяцев текущего года наблюдается рост налоговых доходов федерального бюджета по всем налогам, в первую очередь, по НДС. При этом количество выездных проверок сократилось существенно – подчеркнул он.
Разработана новая технология применения контрольно-кассовой техники – «по сути это контроль за розницей» - сказал выступающий. К 2017-2018 годам в России будет введен международный обмен информацией, который также позволит усовершенствовать налоговое администрирование.
Он также сказал о том, что Служба «за» так называемый налоговый руллинг.
Причины использования офшоров российскими компаниями (%)
(по результатам опроса ТПП РФ)
На вопрос Президента ТПП РФ о том, как будет реализовано Послание Президента РФ о создании единого механизма администрирования всех публичных платежей, М.В. Мишустин пояснил, что такая унификация нужна для того, чтобы добиться фискального эффекта. «Пока решения о слиянии ФНС и ФТС не принято, речь идет об информационно-технологическом объединении наших данных, нормативных баз, сертификатов» - уточнил он.
В части администрирования социальных взносов и передачи этой функции от внебюджетных фондов ФНС России он согласился, что эти платежи схожи с налогами: «база одна – фонд заработной платы» и что бизнесу удобнее, если его администрирует один орган. «У налоговой службы есть такая возможность» - добавил докладчик.
Далее выступили модераторы круглых столов, сообщив участникам Пленарного заседания о проведенных дискуссиях и выработанных по их итогам рекомендациях, среди которых:
- дальнейшее совершенствование электронного документооборота, обеспечение добросовестным налогоплательщикам, предоставляющим документы в налоговые органы только в электронном виде, гарантии ускоренной камеральной налоговой проверки;
- унификация взимаемых «неналоговых» платежей, которые сейчас нарушают базовые права, ограничивают конкуренцию и неэффективны в администрировании; создание единых правил установления всех принудительных публичных платежей; формирование реестра таких платежей; для исключения практики введения новых платежей в законопроекты второго чтения, распространение процедуры ОРВ на эту стадию законотворчества;
- отказ от практики кредитования государства налоговыми платежами – отмена НДС с авансов, отсроченного вычета по НДС у экспортеров; упрощение администрирования налогов и введение новых мероприятий налогового контроля с одновременной отменой «старых» форм; совершенствование правил тонкой капитализации с учетом права налоговых органов переквалифицировать сделку и нового контроля за ТЦО;
- дальнейшее сближение бухгалтерского и налогового учета; исключение повторного истребования у налогоплательщика налоговой отчетности;
- совершенствование НК РФ в части налогового контроля ТЦО; перенос обязанности по уплате «алкогольного» акциза на конечную стадию, на розницу.
По итогам работы Форума традиционно готовятся рекомендации, которые направляются в федеральные органы государственной власти.
3 См.: Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.