Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая политика: итоги года и перспективы

09, Декабря 2015

3 - 4 декабря 2015 года в Москве прошел XI Всероссийский налоговый форум ТПП РФ 

 
В рамках Форума состоялось семь круглых столов по следующим темам дискуссии:
 
  1. Ключевые нормативные изменения в сфере электронного документооборота, итоги года и перспективы развития;
  2. Трансфертное ценообразование;
  3. Эффективны ли специальные налоговые режимы для малого и среднего предпринимательства
  4. Актуальные вопросы косвенного налогообложения;
  5. Налоги и бизнес-климат в России;
  6. «Неналоговые» налоги;
  7. Основные направления налоговой политики до 2018 года. Налоговые риски и налогообложение юридических лиц.
Президент ТПП РФ С.Н. Катырин, открывая Пленарное заседание – завершающую часть Форума, озвучил основные законодательные изменения 2015 года, охарактеризовав их как в основном способствующие развитию бизнеса в России. При этом налоговая нагрузка остается высокой. Минфин в Основных направлениях налоговой политики указывает «цифру» 34,4. По данным опроса ТПП РФ она выше. Дело в том, что при расчете не учитываются налоги сборы, предусмотренные не Налоговым кодексом, а другими нормативными актами – пояснил С.Н. Катырин.
 
Уровень налоговой нагрузки 
(по результатам опроса ТПП РФ среди предпринимателей)

В 2015 году                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По сравнению с 2013 – 2014 гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
Уровень налоговой нагрузки на бизнес в разных странах (2014 г.)
(по данным ТПП РФ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию1  говорится о необходимости создания единого, целостного механизма администрирования всех обязательных платежей. «Мы этим вопросом стали заниматься год назад: провели мониторинг существующей параллельной налоговой системы» - рассказал выступающий. Совместно с экспертами юридической компании «Пепеляев Групп» проведена научно-исследовательская работа по этому направлению. Подготовленная по результатам исследования брошюра впервые содержит «системный подход» к решению этой проблемы – отметил он, и ТПП РФ готова и дальше заниматься этой темой.
 
По итогам проведенной работы мы пришли к выводу, что «нужны единые правила взимания и уплаты публичных платежей, нужен единый реестр таких платежей, а в законодательстве должно быть указано, что если того или иного платежа нет в реестре, его можно не платить» - заключил С.Н. Катырин. Также следует унифицировать администраторов таких платежей, при этом администраторы не должны иметь право устанавливать элементы платежа.
 
В части налогового администрирования докладчик обратил внимание на необходимость введения новых форм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. На введении института предварительных налоговых соглашений будет настаивать ТПП РФ – отметил он. 
 
Таблица. Предварительное налоговое регулирование
(по данным ТПП РФ)
 

Страна

Критерий

США

Финляндия

Нидерланды

Нормативное закрепление порядка обращения за предварительным налоговым регулированием

Бюллетень Службы внутренних доходов США (не НПА, носит разъяснительный характер)

Закон о налоговой процедуре

Постановления правительства от 30.03.2001 № IFZ2001/292M и от 21.08.2004 № IFZ2004/680M

Уполномоченный орган

Служба внутренних доходов (входит в состав Минфина США)

Налоговая служба (агентство при Минфине Финляндии) дает денежную оценку при предварительном налоговом регулировании.

Центральное налоговое управление (автономное подразделение в составе Налоговой службы) выдает налоговые предписания

Специализированное подразделение по APA/ATR в региональной налоговой инспекции (г. Роттердам), подчинено Минфину страны

Оформляющий документ

Письмо-указание (Letter rulling) и окончательное соглашение (Closing agreement) - обязательны для налогоплательщика и Службы;

Письмо-разъяснение (Determination letter) – трактовка принципов и налогообложения и судебных прецедентов;

Информационное письмо (Information letter) выпускается с целью привлечения внимания налогоплательщиков к новым прецедентам и принципам 

Акт предварительного налогового регулирования (Advance tax rulling) – обязателен только для налогового органа при условии выполнения налогоплательщиком условий деятельности, изложенных им в запросе

Акт предварительного налогового регулирования (Advance tax rulling) – обязателен только для налогового органа при условии выполнения налогоплательщиком условий деятельности, изложенных им в запросе

Минимальная стоимость процедуры

2 700 дол. США

100 Евро при обращении в Налоговую службу

810 евро - в Центральное налоговое управление

Бесплатно

 
Еще одно предложение ТПП РФ - уточнить в НК РФ порядок допроса, в частности директоров компаний, которые, как правило, поручают работу с контрагентами своим сотрудникам и вряд ли лично знают всех участников договорных отношений с компанией. Он предложил использовать электронную систему АСК «НДС-2», которую внедрила ФНС России, для создания возможностей проверки налогоплательщиками своих контрагентов. 
 
Среди прочих мер были названы расширение инвестиционных льгот и совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей – неплательщиков НДС, которые работают с организациями – плательщиками данного налога.
 
Руководитель ФНС России М.В. Мишустин, не первый раз участвующий в Пленарном заседании Форума, назвал налоговую нагрузку в России «вполне конкурентной с мировой». В отношении проверок контрагентов налогоплательщика пояснил, что сложившаяся судебная практика понуждает налоговые органы к такой проверке. А вызов директора в налоговый орган формируется «системой» автоматически – его получает то лицо, данные о котором есть в «системе».
 
Он также рассказал о существующем сервисе «Проверь себя и контрагентов»2, с помощью которого можно выявить недобросовестных налогоплательщиков. Служба предлагала ввести в законодательство ограниченную правоспособность недобросовестных налогоплательщиков, но пока это предложение не принято.
 
Сегодня налоговые органы работают на основе риск-анализа, критерии отбора налогоплательщиков для проверок общедоступны3, «каждый может себя проверить» - пояснил М.В. Мишустин. В результате автоматизации процессов за 10 месяцев текущего года наблюдается рост налоговых доходов федерального бюджета по всем налогам, в первую очередь, по НДС. При этом количество выездных проверок сократилось существенно – подчеркнул он.   
 
Разработана новая технология применения контрольно-кассовой техники – «по сути это контроль за розницей» - сказал выступающий. К 2017-2018 годам в России будет введен международный обмен информацией, который также позволит усовершенствовать налоговое администрирование. 
 
Он также сказал о том, что Служба «за» так называемый налоговый руллинг.
 
Причины использования офшоров российскими компаниями (%) 
(по результатам опроса ТПП РФ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На вопрос Президента ТПП РФ о том, как будет реализовано Послание Президента РФ о создании единого механизма администрирования всех публичных платежей, М.В. Мишустин пояснил, что такая унификация нужна для того, чтобы добиться фискального эффекта. «Пока решения о слиянии ФНС и ФТС не принято, речь идет об информационно-технологическом объединении наших данных, нормативных баз, сертификатов» - уточнил он.
 
В части администрирования социальных взносов и передачи этой функции от внебюджетных фондов ФНС России он согласился, что эти платежи схожи с налогами: «база одна – фонд заработной платы» и что бизнесу удобнее, если его администрирует один орган. «У налоговой службы есть такая возможность» - добавил докладчик.
 
Далее выступили модераторы круглых столов, сообщив участникам Пленарного заседания о проведенных дискуссиях и выработанных по их итогам рекомендациях, среди которых:
  • дальнейшее совершенствование электронного документооборота, обеспечение добросовестным налогоплательщикам, предоставляющим документы в налоговые органы только в электронном виде, гарантии ускоренной камеральной налоговой проверки;
  • унификация взимаемых «неналоговых» платежей, которые сейчас нарушают базовые права, ограничивают конкуренцию и неэффективны в администрировании; создание единых правил установления всех принудительных публичных платежей; формирование реестра таких платежей; для исключения практики введения новых платежей в законопроекты второго чтения, распространение процедуры ОРВ на эту стадию законотворчества;
  • отказ от практики кредитования государства налоговыми платежами – отмена НДС с авансов, отсроченного вычета по НДС у экспортеров; упрощение администрирования налогов и введение новых мероприятий налогового контроля с одновременной отменой «старых» форм; совершенствование правил тонкой капитализации с учетом права налоговых органов переквалифицировать сделку и нового контроля за ТЦО;
  • дальнейшее сближение бухгалтерского и налогового учета; исключение повторного истребования у налогоплательщика налоговой отчетности;
  • совершенствование НК РФ в части налогового контроля ТЦО; перенос обязанности по уплате «алкогольного» акциза на конечную стадию, на розницу. 
 
По итогам работы Форума традиционно готовятся рекомендации, которые направляются в федеральные органы государственной власти.

3  См.: Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.