Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О налоговых злоупотреблениях: оценка рассматриваемого Госдумой законопроекта

09, Октября 2015
6 октября на Экспертном совете ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства главным среди обсуждаемых вопросов стал законопроект «о злоупотреблении правом»1.
 
Рязанова А.В., начальник отдела налоговой защиты и комплаенса Аэропорта «Домодедово» и Зарипов В.М., руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» высказали свои опасения относительно принятия законопроекта в текущей редакции, назвали риски для налогоплательщиков и представили предложения по доработке законопроекта.  
 
Выступающие согласились, что общая норма о защите от налоговых злоупотреблений нужна, но не в предлагаемой законопроектом редакции. Иначе будет разрушена наработанная за много лет практика арбитражных судов, права налогоплательщиков не будут защищены, а вмешательство в бизнес-процессы приведет к дестабилизации экономики.
 
А.В. Рязанова привела пример из практики компании, которая занимается производством и реализацией бортового питания. Компания имеет более 200 поставщиков. Утверждена определенная процедура их выбора, в том числе с учетом рекомендаций других компаний, проводятся торги. Раз в три года проходит их «инвентаризация». При этом по результатам одной из  налоговых проверок компании налоговый орган выявил контрагента, работавшего с нарушениями. Несмотря на то, что объем поставок этого контрагента составил менее одного процента общей выручки компании, в части вычетов НДС сумма оказалась значительной. Хорошо, что на стадии досудебного урегулирования спора с налоговым органом компании удалось доказать реальность операций с этим контрагентом.
 
Вместе с тем, принятие рассматриваемого законопроекта лишит компании такой возможности, у налоговых органов появятся неограниченные полномочия при оценке должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.
 
Представитель компании предложила внести в законопроект оговорку о том, что расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС не учитываются в целях налогообложения только в том случае, если налогоплательщик знал, что документы контрагента подписаны неуполномоченным (неустановленным) лицом.
 
Как отметил В.М. Зарипов, важно не ввести подходы для борьбы со злоупотреблениями – они есть в Постановлении Президиума ВАС РФ № 532, а в целях защиты прав налогоплательщиков установить пределы налогового контроля при проверке обоснованности налоговой выгоды. 
 
Названные в пояснительной записке цели законодательного регулирования не соответствуют тексту законопроекта. Предложенная новая редакция п. 1 статьи 252 НК РФ о признании расходов в целях налогообложения прибыли меняет понятие обоснованных затрат, увязывая их с экономической оправданностью, т.е. с целесообразностью, рациональностью и эффективностью. 
 
Законопроект не устанавливает пределы полномочий налоговых органов при определении ими деловой цели в ходе проверок. Предлагается возврат к формальной оценке документов налогоплательщика без оценки реальности его деятельности. Не учтены новые формы налогового контроля и технические возможности налоговых органов, в частности, введенная в текущем году программа АСК НДС-2.
 
Неясно, будет ли действовать Постановление № 53 в случае принятия рассматриваемого законопроекта, в связи с этим следует получить отзыв Верховного Суда РФ на законопроект. Непонятно, как будет применяться статья 45 НК РФ о переквалификации сделок и как нормы законопроекта соотносятся с нормами УК РФ об уголовной ответственности за налоговые преступления.
 
Выступающий предложил ввести в налоговое законодательство понятие «налоговый выгодоприобретатель» и урегулировать особую часть налоговой проверки – налоговое  расследование (проверку реальности операций, деловой цели, осмотрительности и т.п.), его основания, процедуру и последствия для налогоплательщика, такие как полная налоговая реконструкция. Зеркально следовало бы ввести понятие «злоупотребление» со стороны налогового органа.
 
В.М. Зарипов предложил выработать концепцию изменений, а потом на ее основе подготовить новую редакцию законопроекта. Концепция должна разрабатываться публично с широким обсуждением всеми заинтересованными лицами. В связи с этим необходимо направить в Госдуму рекомендации по отложению рассмотрения законопроекта.
 
Комментируя оценку и предложения выступающих, Суворова Е.В., начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, подчеркнула, что только в процессе налоговых проверок можно установить факты, о которых говорится в законопроекте и которые свидетельствуют о злоупотреблении налогоплательщиком своими правами. В законопроекте указано, что основная цель таких действий налогоплательщика – неуплата налогов, поэтому налоговый орган пользуется правом на усмотрение в рамках этой цели. 
 
Как пояснил Казанский Д.М., заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, в настоящее время акты и решения налоговых органов с выводами о необоснованной налоговой выгоде и злоупотреблением налогоплательщиком правом не содержат ссылок на нормы закона, потому что их нет – это ненормальная практика. Законодательное урегулирование этого вопроса должно способствовать и защите прав налогоплательщиков.
 
Он также высказался против введения специальных форм налогового контроля по выявлению налоговых злоупотреблений, поскольку в налоговом законодательстве предусмотрено два вида проверок, определена их процедура, полномочия налоговых органов. Не так давно введен новый институт налогового мониторинга. 
 
Штогрин С.И., аудитор Счетной палаты РФ, задал вопрос: что такое злоупотребление право? Нарушение закона либо есть, либо нет. И как определить, что основной целью деятельности налогоплательщика является неуплата или неполная уплата налога, как указано в законопроекте.
 
В ответ Орлов М.Ю., председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы ФС РФ, заявил, что от оценочных категорий в налоговом праве не уйти. Он также сообщил, что хотя рассматриваемый законопроект принят в первом чтении, это не означает, что его концепция окончательная. Инициатором законопроекта предложена идея для обсуждения.
 
Для разработки концепции нужно ответить на вопрос о том, чего мы хотим от такого регулирования – обеспечить бюджет дополнительными источниками дохода и (или) наказывать тех, кто злоупотребляет правом для ухода от налогов. 
 
Пепеляев С.Г., управляющий партнер «Пепеляев Групп», назвал важнейшим решение вопроса о поправках в статью 252 НК РФ – это нововведение коснется всего бизнеса. По его мнению, «экономически оправданные затраты» - излишняя формулировка в законе и будет только мешать предпринимателям. Например, налоговые органы просто перестанут признавать за компаниями право учитывать убытки при налогообложении прибыли. Также он отметил, что законопроект не борется с организаторами налоговых схем с использованием фиктивных фирм.
 
Корнев Д.А., директор Департамента налогового администрирования ОАО «МТС», предположил, что для крупных компаний принятие законопроекта повлечет лишь то, при камеральном контроле основным в работе налоговых органов станет поиск неучтенных и фиктивных счетов-фактур. Для налогоплательщиков это означает введение нового вида внутреннего контроля за правильностью составления счетов-фактур и за контрагентами. В таком случае бизнес должен оценить, возрастут ли затраты и заявить об этом разработчикам законопроекта.
 
Разгулин С.В., действительный государственный советник РФ 3-го класса, добавил, что законопроект возлагает на налогоплательщиков новые обязанности без каких-либо прав, что противоречит позиции государства о неповышении налоговой нагрузки на бизнес в ближайшие годы. Он предложил отсрочить до 1 января 2019 г. введение этого закона.
 
По итогам обсуждения решено подготовить отзывы и замечания на законопроект для направления их в Госдуму.
Другие вопросы повестки заседания Экспертного совета:

- о проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» в части льготы по налогу на имущество в отношении имущества, принятого на учет после 01.01.2013 г.

- о подготовке XI Всероссийского налогового форума ТПП РФ «Налоговая политика: итоги года и перспективы» (3,4, 7 декабря 2015 г.)
 

 1 Законопроект № 52977506 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.206 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».