Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Банки и высокообеспеченные физические лица под «прицелом» ОЭСР

22, Июня 2009

Возможные действия налоговых органов и налогоплательщиков во время мирового финансово-экономического кризиса стало темой обсуждения Форума. Рабочими группами ОЭСР были представлены соответствующие доклады:

– построение прозрачной системы соблюдения налогового законодательства банками (Building Transparent Tax Compliance by Banks),

- стимулирование высокообеспеченных физических лиц к соблюдению налогового законодательства (Engaging with High Net Worth Individuals (HNWI) on Tax Compliance).

В обсуждении приняли участие более 100 представителей из 34 государств, не только входящих в ОЭСР, в том числе Россия. Ключевым событием Форума стало представление подготовленных рабочими группами ОЭСР докладов, основанных на исследованиях, проведенных в развитие темы противодействия агрессивному налоговому планированию, заявленной на прошедшем в 2008 году Форуме в Кейптауне (ЮАР) (См. Крымский Д.И. Агрессивное налоговое планирование в свете Доклада ОСР. Налоговед. 2008. № 3. С. 65-74).

В первом Докладе проанализирована роль банков в агрессивном налоговом планировании и ответные действия налоговых органов на негативную банковскую практику. Рабочей группой, готовившей Доклад, предложены рекомендации налоговым органам и обозначены критерии «благоприятной» практики банков.

Во втором Докладе содержатся результаты исследования соблюдения налогового законодательства физическими лицами с высоким доходом (капиталом). По мнению ОЭСР, таким налогоплательщикам налоговые органы должны уделять пристальное внимание в силу комплексного характера бизнеса таких лиц, способностей к агрессивному налоговому планированию, влияния на целостность налоговой системы и возможных существенных поступлений в бюджет от данной группы. Отмечен положительный опыт налоговых органов по образованию специальных налоговых подразделений, администрирующих только эту группу налогоплательщиков, созданию возможностей для открытого диалога с ними (их налоговыми консультантами). Только такой подход может привести к значительному улучшению соблюдения налогового законодательства указанной категорией налогоплательщиков.

Улучшение качества налогового администрирования должно строиться и на основе исследования видов агрессивного налогового планирования, в которое могут быть вовлечены налогоплательщики рассматриваемой группы, и рынка таких услуг (изучение круга лиц, оказывающих услуги, и мотивации налогоплательщиков). При этом налоговые органы должны учитывать интересы налогоплательщиков - сохранение в тайне сведений, сообщаемых налоговым органам, сбережение капитала и обеспечение возможностей передать него будущим поколениям.

В Докладе предложено стимулировать налогоплательщиков к раскрытию информации и участию в соответствующих программах, но для этого следует изучить вопрос о том, применима ли концепция кооперативного налогового администрирования (основана на взаимопонимании и сотрудничестве налоговых органов и налогоплательщиков), к данной категории физических лиц, возможно ли:

- расширение контактов,

- предварительное заполнение налоговой отчетности (pre-filing program),

-привлечение налоговых консультантов к разработке законодательных изменений, затрагивающих их клиентов,

- достижение высокого уровня прозрачности и раскрытия информации сверх законодательно установленного уровня,

- обеспечение определенности по ключевым вопросам, волнующим налогоплательщиков, которые готовы полноcтью раскрыть информацию о несоблюдении ими налогового законодательства в прошлом.

По итогам Форума принято итоговое коммюнике, одобрены вышеуказанные Доклады, их обнародование ожидается в июле 2009 года.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН Д.И. КРЫМСКИМ, МЛАДШИМ ЮРИСТОМ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «ПЕПЕЛЯЕВ, ГОЛЬЦБЛАТ И ПАРТНЕРЫ»