Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Навигация в условиях финансового кризиса – налоговые вопросы

25, Мая 2009

В обсуждении приняли участие заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин, начальник отдела налоговой политики Минэкономразвития России Т.А. Илюшникова, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам М.Ю. Орлов, а также налоговые консультанты и адвокаты, представители европейский компаний, работающих в России.

В ответ на вопрос открывшей Форум председателя Налогового комитета АЕБ А.В. Лаврентьевой о том, закончена ли налоговая реформа в России, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин привел перечень предложений Минфина России по совершенствованию налоговой системы. Они изложены в Основных направлениях налоговой политики на 2010-2012 годы, проект которых в целом уже одобрен Правительством РФ.

Данный документ, выражающий намерения государства, важен для бизнеса, поскольку позволяет планировать свою деятельность. Предусмотренные меры направлены не только на преодоление экономического кризиса, но и на стимулирование развития бизнеса в России. Основная цель государства – создать комфортную налоговую систему и облегчить налоговую нагрузку на бизнес. Выступающий назвал исключением предлагаемый вариант реформирования ЕСН: замена налога на страховые платежи не приведет к снижению налоговой нагрузки, поскольку повлечет отмену существующих льгот и регрессивной шкалы, а также появление новых контролирующих органов.

Предлагаемые Минфином России меры, оцененные С.В. Разгулиным, в целом положительно, предусматривают ускоренное возмещение НДС при наличии у налогоплательщика банковской гарантии, сокращение перечня документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, случаи, когда ошибки и неточности в оформлении счета-фактуры не влекут отказ в вычете по НДС, а также уточнение правил так называемой тонкой капитализации и порядка налогообложения операций с ценными бумагами и сделок РЕПО (по НДФЛ также предусмотрены налоговые вычеты и условия освобождения от налогообложения).

В целях создания в России мирового финансового центра предложено отказаться от такого условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль с дивидендов, как владение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации (должна превышать 500 млн руб.) С целью сближения бухгалтерского и налогового учета планируется отказаться от переоценки в налоговом учете сумм, полученных в иностранной валюте.

Для поддержки инвесторов предлагается включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на создание инфраструктуры – такие условия часто выдвигают местные власти при заключении договоров с компаниями. Именно в связи с распространенной практикой Минфин России предлагает ввести в действие данные поправки в НК РФ с 1 января 2010 года и распространить их действие на прошлые периоды.

Для разработчиков нефтяных скважин – учет затрат на исследование и подготовку территории, несмотря на передачу лицензионных прав на использование скважины другому лицу. По НДПИ планируется расширение оснований для введения «налоговых каникул» и дополнительные стимулы для разработки новых месторождений.

Для предприятий розничной торговли будет предусмотрено право учета расходов в виде порчи товара, утраты его потребительских свойств или утраты товара в результате хищения, но только в рамках определенных нормативов.

Участники Форума поделились проблемами, которые возникают на практике и которые следует решать в том числе на законодательном уровне. Поскольку участники в основном представляли крупные европейские компании, работающие в России, речь шла о проблемах, возникающих при внутригрупповом финансировании – предоставление займов и безвозмездная передача денежных средств (иного имущества) одной компанией холдинга другой, вклады в имущество ООО и уставный капитал, совместное финансирование (распределение) расходов между компаниями холдинга – был поднят вопрос о том, как учесть такие операции при налогообложении, какие налоговые риски они несут в частности при прощении выданного займа. Выступающие приводили разъяснения Минфина России, требования налоговых органов и судебную практику, которая по отдельным вопросам уже имеется.

Был также поднят ставший особо актуальным в период экономического кризиса вопрос реструктуризации долгов – факторинг, конвертация долгов в капитал, переуступка прав требования, новация и другие способы. Как известно, российское законодательство не позволяет производить конвертацию задолженности в участие в капитале, в связи с этим стороны используют разные способы, например, выдают вексель, выпускают облигации, выкупают долг. Возникают вопросы при налоговом учете таких операций (по какой цене учитывать), притом, что регулирующие органы (ФСФР) исходят из того, что компании, прибегающие к таким способам, руководствуются единственной целью, обойти запреты российского законодательства.

Еще один актуальный вопрос для компаний – налогообложение хеджирования финансовых рисков. Как отметили выступающие, тщательной проработки в этом вопросе требует документальное оформление деривативов и других операций с отложенной поставкой. Участники согласились с позицией Минфина России о том, что действующие правила налогообложения требуют усовершенствования тем более в связи с реализацией идеи создания в России международного финансового центра.

Не остались без внимания участников Форума и вопросы налогового администрирования: как можно охарактеризовать отношения государства и налогоплательщиков сегодня, и какими они будут завтра? Заместитель председателя Налогового комитета АЕБ В.М. Зарипов привел примеры использования налоговыми органами новых способов налогового контроля и расширения ими сфер контроля, остановился на изменениях в досудебном порядке урегулирования спора, которые произошли с 1 января 2009 года, назвав его «плюсы» и «минусы». Сделав вывод о том, что в работе налоговых органов появилась тенденция повышения эффективности налоговых проверок, предложена стратегия компаний в новых условиях, а также приведены ключевые решения арбитражных судов, предоставляющие налогоплательщикам новые возможности для защиты своих прав, в частности по оспариванию разъяснений Минфина России, данных лицевых счетов налоговых органов.

Председатель экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам М.Ю. Орлов обратил внимание участников Форума на возможное ужесточение налогового контроля, связанное с последствиями экономического кризиса – доходы бюджета существенно сокращаются. В такой ситуации компаниям в первую очередь нужно быть готовыми раскрыть информацию о себе и о совершаемых сделках налоговым органам.

М.Ю. Орлов также обозначил проблему отсутствия надлежащего взаимодействия между налоговыми органами разного уровня. В практике часто возникают ситуации, когда указание ФНС России, направленное в региональные налоговые органы с одной целью, территориальными налоговыми инспекциями приводится в исполнение с совершенно иным смыслом. Говоря о незаконных решениях налоговых органов, которых, как показывает судебная практика, немало, выступающий указал на то, что в законодательство должна быть введена уголовная ответственность должностных лиц налоговых органов, принимающих заведомо незаконные решения.

В продолжение этой темы директор Судебного департамента ТНК-ВР В.В. Кузнецов рассказал о том, как дополнительные расходы, возлагаемые на налоговые органы, могут их дисциплинировать. Речь шла о взыскании налогоплательщиками с налоговых органов судебных расходов в случае выигрыша спора, а также процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогам. Как положительный момент В.В. Кузнецов отметил меняющуюся практику Арбитражного суда г. Москвы в части применения обеспечительных мер – по сравнению с недавним прошлым все чаще ходатайства налогоплательщиков об обеспечительных мерах Судом удовлетворяется. При этом Суд учитывает активы компании, положительные баланс и другие общие данные о налогоплательщике, свидетельствующие о его реальном существовании и способности удовлетворить налоговые претензии.

С учетом продолжающегося реформирования российской налоговой системы участники Форума предложили организаторам проводить подобное мероприятие чаще, чтобы оперативно обсуждать предложения власти, практику контролирующих органов и судов, выражать свою оценку и пожелания.