Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

От соперничества к сотрудничеству

16, Апреля 2009

Участие в конференции приняли помощник Президента РФ А.В. Дворкович, сопредседатель Ассоциации юристов России В.Ф. Яковлев, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России И.В. Трунин, начальник Управления досудебного аудита ФНС России Н.В. Прокаева.

Конференция стала первым мероприятием, на котором для обсуждения поставлены вопросы о том, возможно ли разрешение налоговых споров с помощью медиации, и кто возьмет на себя роль посредника?

Как отметил помощник Президента РФ А.В. Дворкович, для внедрения медиации в России должна сформироваться определенная культура, а пока вышестоящие налоговые органы чаще склоняются на сторону нижестоящих инспекций из так называемой корпоративной солидарности. Тому свидетельство - введенный с 1 января 2009 года обязательный досудебный порядок обжалования некоторых решений налоговых органов. И хотя пока рано делать выводы о том, дал ли этот порядок ожидаемый эффект, очевидно, что он создает предпосылки для интеграции альтернативных методов разрешения налоговых конфликтов. Сопредседатель Ассоциации юристов России В.Ф. Яковлев подчеркнул важность создания системы альтернативного разрешения споров вообще и налоговых в частности, тем более во время экономического кризиса. Но для появления такой системы нужен соответствующий закон, который определит статус медиатора, его функции и ответственность (на рассмотрении в Госдуме уже находится проект закона о медиации). С этим согласился и президент РСПП А.Н. Шохин, указав, что кроме закона о медиации, нужны поправки в действующее законодательство, включая АПК РФ. Сейчас законодательство не оговаривает пределов взаимных уступок, в рамках которых могут договариваться стороны налогового конфликта. При этом выступающий оговорился, что для налоговых споров гораздо важнее ясность намерений законодателя, формулировка норм закона, позволяющая однозначно их толковать. В пользу медиации можно привести значительное сокращение времени сторон конфликта, сохранение конфиденциальности и деловой репутации компании.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России И.В. Трунин обратил внимание на существующий при медиации риск коррупции, а также указал на то, что Министерство финансов и сейчас является своеобразным медиатором в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органам, разъясняя вопросы применения налогового законодательства.

В своем выступлении начальник Управления досудебного аудита ФНС России Н.В. Прокаева проинформировала собравшихся, какую работу ведут налоговые органы в части досудебных процедур, отметив, что их цель – не допустить повторения ошибок, которые были предметом рассмотрения в судах. С ее слов, с 2006 года – с момента, когда в налоговых органах появились специальные подразделения досудебного аудита - значительно снизилось количество обращений налогоплательщиков в суды, и, наоборот, выросло число обращений в вышестоящие налоговые органы. Рассматривая жалобы налогоплательщиков, налоговые органы часто сталкиваются с тем, что причиной спора становится «человеческий фактор» - инспектор просто не выслушал налогоплательщика, не захотел его понять.

Теме эффективности досудебного разрешения налоговых споров было посвящено выступление руководителя аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» В.М. Зарипова. Оценив действующий с 1 января 2009 года обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов как малоэффективный, он обозначил четыре правила, которые позволили бы исправить ситуацию:

- введение гарантии для налогоплательщика, обратившегося с жалобой, что его положение по результатам рассмотрения жалобы не ухудшится,

- строгое соблюдение налоговым органом сроков рассмотрения жалобы (в целях недопущения неопределенности положения подателя жалобы на все время до принятия решения),

- независимость (отсутствие прямого подчинения) сотрудников налогового органа, рассматривающих жалобу налогоплательщика,

- заинтересованность налогового органа в разрешении спора в досудебном порядке.

Как подчеркнул судья Высшего Арбитражного Суда РФ А.Г. Першутов, то, как будут развиваться альтернативные способы разрешения налоговых споров, зависит от воли трех сторон – налогоплательщика, налогового органа и суда. И в первую очередь, налоговые органы должны занять активную позицию, поскольку, если им не удастся снизить количество судебных споров, издержки государства будут велики. Речь идет о суммах компенсации судебных расходов выигравшей спор стороне. Как заметил выступающий, пока большинство налоговых споров разрешается судами в пользу налогоплательщиков. Гостями конференции стали руководитель проекта «Медиация в фискальном праве» «Belastingdienst» Налоговой службы Королевства Нидерланды Валентин Крайнц и национальный координатор по фискальной медиации Налоговой службы Сабина Окма, которые во второй части конференции провели мастер-класс на тему: «Медиация при разрешении налоговых споров. Практика применения метода в Нидерландах» . Участники мастер-класса познакомились с особенностями медиации в налоговых спорах в Нидерландах1, узнали о существующих механизмах их разрешения и тех «плюсах», которые получают стороны, прибегнув к медиации.


1 Об использовании медиации при разрешении налоговых споров в Нидерландах см. статью Р.Р. Вахитова «Процедура разрешения налоговых споров в Нидерландах», опубликованную в журнале «Налоговед» 2005. № 10. С. 65