Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Правовой статус банков как участников налоговых правоотношений

30, Августа 2009

 

Представляем рецензию на диссертацию А. В. Грачева, в которой впервые проведено комплексное исследование статуса банков в налоговых правоотношениях, раскрывающее правовую природу банков как платежных и информационных агентов
 
Тема диссертации:
«Правовой статус банков как участников налоговых правоотношений»
(диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук)
 
Автор:
А. В. Грачев,
юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Работа выполнена:
на кафедре финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина
 

Автором сделаны выводы и разработаны следующие предложения по совершенствованию налогового законодательства.

1. С целью формирования достойного терминологического аппарата участия банков в налоговых правоотношениях предложены к введению в научный оборот понятия «платежный агент» и «информационный агент», ясно отражающие функции банков в данных правоотношениях.

2. Определено содержание сбалансированного налогово-правового статуса банков, включающего в себя не только их налоговые обязанности, но и налоговые права. В связи с этим предложены к законодательному закреплению налоговые права банков, необходимые для защиты их интересов при налоговом контроле. Это, в частности, права, касающиеся присутствия при рассмотрении материалов специальных налоговых проверок банков, представления пояснений, требования соблюдения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении банков.

3. Разделены на два уровня и структурированы функции банков как платежных и информационных агентов. Раскрыта сущность стержневой функции банков как участников налоговых правоотношений – перечисление налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Установлено место банка как объективного посредника в правоотношении «налогоплательщик – банк – государство» по уплате налога в бюджетную систему, основанием участия которого в налоговых правоотношениях служит его финансово-посредническая специализация.

4. Для совершенствования юридической техники, используемой для определения банка как участника налоговых правоотношений, автором предложена новая дефиниция понятия «банк».

5. С целью повышения стройности законодательных положений и адекватного отражения правового статуса банков в Налоговом кодексе РФ внесено предложение по закреплению понятия, налоговых прав и обязанностей банков в статье «Банки», которую следует расположить в разделе налогового законодательства, регулирующем правовые статусы иных участников налоговых правоотношений (гл. 3 разд. 2 НК РФ).

6. Разработано предложение по введению в налоговое законодательство механизма налогового контроля за исполнением банками публично-правовых обязанностей в форме специальной выездной налоговой проверки, условия проведения которой отражают специфику участия банков в налоговых правоотношениях в качестве платежных и информационных агентов. Это позволит восполнить существенный пробел в налоговом законодательстве России, исключить злоупотребления со стороны налоговых органов при проверке исполнения банками публично-правовых обязанностей, а также разграничить налоговый контроль банков как налогоплательщиков и платежных (информационных) агентов.

7. Внесено предложение по законодательному закреплению признания безнадежными ко взысканию и списания сумм налоговых платежей, которые не перечислены в бюджетную систему РФ ликвидированными банками. Настоящее предложение нашло отражение в законопроекте, впоследствии принятом в качестве Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

8. В диссертации имеется ряд предложений по корректировке составов налоговых правонарушений банков для более эффективного привлечения их к налоговой ответственности. Важным результатом исследования также является раскрытие правовой природы штрафных пени как особого вида налоговых санкций, сочетающего в себе компенсационный и карательный характер.

 

ПРЕДЛОЖЕННЫЕ АВТОРОМ ДИССЕРТАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Банками
признаются кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), имеющие лицензию Центрального банка Российской Федера-ции на осуществление банковских операций.
Платежные агенты – это банки, исполняющие поручения налогоплательщиков и налоговых органов по перечислению сумм налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Информационные агенты – это банки, которые осуществляют информационное обеспечение контрольной деятельности налоговых органов, представляя им информацию о счетах налогоплательщиков, операциях по ним и в ином порядке способствуя учету налогоплательщиков, а также приостанавливают по решению налоговых органов расходные операции по счетам налогоплательщиков.
 

Научная рецензия

В своем научном исследовании А. В. Грачев попытался решить важную проблему – выработать единый подход к регламентации правового статуса банков как участников налоговых правоотношений. В налоговом законодательстве до настоящего момента не решен вопрос о формальном отнесении банков к участникам налоговых правоотношений, о налоговом контроле исполнения банками публично-правовых обязанностей. В правоприменительной практике возникает целый ряд проблем, связанных с несовершенной регламентацией правового статуса банков как участников налоговых правоотношений. В этой связи проведенное А. В. Грачевым исследование правового статуса банков как финансовых посредников между государством и налогоплательщиками, участвующих в налоговых правоотношениях и реализующих платежные и информационные функции, является актуальным. Сформулированные по его итогам теоретические выводы и предложения развивают теорию финансового и налогового права, позволяют сформировать сбалансированный правовой статус банков как участников налоговых правоотношений.

Заслуживает внимания предложение автора ввести в научный оборот понятия «платежный агент» и «информационный агент», позволяющие четко идентифицировать роль банков в зависимости от функций, выполняемых ими в рамках участия в налоговых правоотношениях.

Следует согласиться с мнением автора о том, что существующее понятие банка для целей налогового законодательства является недостаточно определенным и, кроме того, нуждается в совершенствовании с точки зрения соблюдения правил юридической техники при формировании структуры и системы законодательства о налогах и сборах правовая регламентация дефиниции банка.

В рамках диссертационного исследования А. В. Грачевым достаточно детально проанализирована концепция правового статуса и налоговой правосубъектности банка.

Разработанные автором диссертации предложения видятся логичными и способствуют более качественному теоретическому обоснованию правового статуса банков как участников налоговых правоотношений, совершенствованию нормативной регламентации прав, обязанностей и ответственности банков.

При этом особо следует отметить, что автор обратил внимание на наличие законодательного пробела в сфере налогового контроля исполнения обязанностей банками как платежными и информационными агентами, а также сформулировал предложение по его устранению.
Диссертация А. В. Грачева соответствует критерию научной новизны. Положения диссертации, выносимые на защиту, явля-ются обоснованными, отличаются научной новизной и получены в результате добросовестно и тщательно проделанной исследовательской научной работы.

Прежде всего автор отмечает особенности налоговой правосубъектности банков. Затем логично встраивает сделанные выводы в сформулированные им понятия платежных и информационных агентов, определяющие правовой статус банков как финан-совых посредников между государством и налогоплательщиками. Отталкиваясь от предложенных понятий, автор обоснованно отмечает существенность значения финансово-посреднической специализации банков для их участия в налоговых правоотношениях. Автор исследования приводит веские доводы в пользу своих предложений по совершенствованию правовой регламентации статуса банков, в частности наделения их налоговыми правами при налоговом контроле, распространения на них института безнадежных налоговых долгов. Не перечисляя всех положений, выносимых автором на защиту, хочется отметить, что они обладают научной новизной, вызывают интерес как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики. Следует подчеркнуть, что разработанные автором теоретические положения позволили сформулировать практические предложения по совершенствованию налогового законодательства РФ. Таким образом, диссертационное исследование А. В. Грачева в полной мере обладает теоретической и практической значимостью.

Вместе с тем, несмотря на то, что диссертационное исследование А. В. Грачева выполнено на высоком уровне, следует от-метить его отдельные недостатки.

Представляется, что работу обогатило бы исследование проблем взаимодействия налоговых органов и Банка России при налоговом контроле исполнения банками публично-правовых обязанностей.

Кроме того, предложения автора по совершенствованию налогового законодательства, выдвинутые в отношении банков, основаны на уже имеющихся положениях НК РФ и, по мнению рецензента, не всегда учитывают специфику участия банков в налоговых правоотношениях.

Также важно отметить, что автор диссертации обходит своим вниманием анализ налоговой ответственности в системе видов юридической ответственности. В результате этого диссертантом ошибочно, по мнению рецензента, характеризуется по сути административная ответственность банков как их специальная налоговая ответственность.

Тем не менее высказанные замечания носят дискуссионный характер и не влияют на общий положительный вывод о научной новизне, актуальности, теоретической и практической значимости исследования. Предложенное А. В. Грачевым комплексное исследование правового статуса банков как участников налоговых правоотношений, раскрывающее правовую природу банков как платежных и информационных агентов, является достойным примером научных изысканий в области налогового права.

Рецензент:
Е.В. Овчарова,
старший преподаватель кафедры финансового права МГУ
им. М.В. Ломоносова, канд. юрид. наук