Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Обзор судебной практики

30, Июня 2008

Обзор судебной практики

Д.М. Щекин, партнер юридической компании«Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук

Уплата и возврат налогов

Определение ВАС РФ от 21.02.2008 № 1395/08

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам налоговый орган производит самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам. ВАС РФ признал, что зачет на основании названной нормы является формой принудительного взыскания, однако налоговым органом не соблюден порядок, установленный статьями 46, 47, 69, 70 НК РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2008 № 13746/07

Налоговая инспекция выставила предприятию требование об уплате пени за период с 30 апреля 2004 г. по 22 июля 2005 г. за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, взимавшегося с предприятий и организаций до 2003 г. Выставление налогоплательщику требования об уплате налога, пеней с пропуском срока, предусмотренного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения предельного срока, установленного статьей 46 НК РФ для принудительного взыскания таких платежей. Решение о взыскании пени с налогоплательщика в 2006 г. неправомерно.

Постановление ФАС ПО от 26.02.2008 № А55-7129/2007

Налоговый орган не вправе списывать суммы налога и пеней в бесспорном порядке в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, в частности, путем принятия решения об их взыскании за счет имущества ликвидируемого предприятия. Такие действия влекут нарушение порядка и очередности удовлетворения требований других кредиторов.

Ответственность

Определение ВАС РФ от 29.02.2008 № 2622/08

Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь не содержит указания на применение мер налоговой ответственности за нарушение установленного срока представления налоговой декларации, в которой отражена сумма НДС, подлежащая уплате для товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. У налоговой инспекции не было основания для привлечения Общества к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ.

Постановление ФАС УО от 18.02.2008 № Ф09-381/08-С2

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии повторности совершения налогового правонарушения, выраженного в неуплате НДС. Они исходили из того, что ответственность за повторное аналогичное нарушение наступает только в том случае, если на день принятия решения о применении финансовых санкций за аналогичное нарушение не истек годичный срок после наложения взыскания за первое нарушение. Между тем окончание срока, предусмотренного налоговым законодательством за повторное нарушение, связано с фактом совершения нарушения в пределах этого срока, а не со сроком принятия последующего решения налоговым органом.

Защита прав налогоплательщика

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 № 9467/07

Статья 101 НК РФ не предусматривает возможности вынесения налоговым органом без соблюдения процедуры, установленной этой правовой нормой, дополнительного решения о взыскании налога и штрафа после принятия решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. В связи с ущемляющим права учреждения нарушением налоговой инспекцией положений статьи 101 НК РФ суд признал решение налогового органа недействительным.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 № 10410/07

ВАС РФ признал неправомерным взыскание по решению налогового органа налогов с компании решением суда в ситуации, когда по другому делу это решение налогового органа было признано недействительным.

Постановление ФАС ЦО от 04.03.2008 № А14-5448-2007/ 223/28

Налоговый орган не известил надлежащим образом налогоплательщика о том, когда и где будет продолжено рассмотрение материалов налоговой проверки. Неявка представителей налогоплательщика на первичное рассмотрение материалов проверки не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее налоговый орган от обязанности извещения лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в случае если процедура рассмотрения этих материалов не завершена. На этом основании в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ суд пришел к выводу о наличии безусловных оснований для отмены решения налогового органа.

 

Использованные сокращения

ВАС РФ         – Высший арбитражный суд Российской Федерации

ФАС ЦО        – Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ФАС ПО        – Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ФАС УО        – Федеральный арбитражный суд Уральского округа

На правах рекламы

 

Внимание!

Подписаться на полную версию ежемесячного «Обзора судебной практики по налоговым спорам», подготовленную специалистами юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», вы можете, позвонив по телефону +7 (495) 967-00-07 либо направив запрос по электронному адресу: info@pgplaw.ru

Стоимость подписки на «Обзор» составляет 100$ в месяц