Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 23.07.2020 № 1651-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Щербаковой Ларисы Павловны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»

23, Июля 2020

Суть жалобы: 

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции РФ, поскольку создает условия для применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц без учета платежеспособности налогоплательщика. 

Позиция Конституционного Суда: 

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 НК РФ, предусмотрел право установления налоговых ставок нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы (статья 406). В частности, для целей применения повышенной (до 2 процентов) ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель предусмотрел отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 "Налог на имущество организаций" данного Кодекса. В силу статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; к таким объектам, среди прочего, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункты 1 и 7).

Таким образом, оспариваемое законоположение, будучи правовой основой как для исполнения субъектами РФ полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

При этом законодательство о налогах и сборах допускает возможность предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки) по уплате налога в случае, если его финансовое положение не позволяет уплатить этот налог в установленный срок (пункт 2 статьи 64 НК РФ). 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.