Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 26.03.2020 № 575-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Казанского публичного акционерного общества "Органический синтез" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 39 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьей 20 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"»

26, Марта 2020

Суть жалобы: 

ПАО "Казаньоргсинтез" полагает, что оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают возможность нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки по вопросам правильности уплаты страховых взносов. 

Позиция Конституционного Суда: 

До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". С 1 января 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируются главой 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Что касается полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по привлечению к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (статьи 3, 18 и др.), то до 1 января 2017 года их осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

С названной даты, согласно статье 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", указанные полномочия принадлежат налоговым органам, за исключением периодов, истекших до 1 января 2017 года, - в таких случаях контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в ранее действовавшем порядке (статьи 20 и 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ).

До принятия указанных законоположений порядок производства по делам о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах был урегулирован непосредственно положениями Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который предусматривал, что вынесению решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности предшествует рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов материалов проверки; в ходе рассмотрения устанавливалось, совершало ли лицо, в отношении которого составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, а также выявлялись обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения; по результатам рассмотрения материалов проверки указанное должностное лицо выносило решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (статья 39).

Данное регулирование, как и статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащая применению к контрольным мероприятиям по вопросам уплаты страховых взносов в отношении периодов с 1 января 2017 года, является нормативной частью системы гарантий соблюдения прав плательщиков страховых взносов и, вопреки доводам заявителя, не предполагает нарушения условий процедуры рассмотрения материалов проверки. Следовательно, само по себе оно не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им в жалобе аспекте. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.